У казахстанской валюты есть предпосылки для того, чтобы расти в цене: дорожающая нефть, растущие в стоимости металлы, проседающие на мировом рынке доллар и рубль, на фоне которых возможен рост. Но вместо этого цена на евро достигает годового максимума, а доллар укрепляется до максимального за 6,5 месяцев значения.
Стоимость евро достигла годового максимума: официальный курс на 2 августа составляет 389,94 тенге. За один день (с 1 августа) евро усилился по отношению к казахстанской валюты на 5 тенге 11 тиын. Последний раз европейская валюта была на уровне выше 390 тенге 5 августа 2016 года (391,7 тенге).
Но ситуация продолжает уходить из-под контроля: днем 2 августа цена в обменниках Алматы дошла до 400 тенге за евро – на 10 тенге выше официального курса. Последний раз нечто подобное происходило в конце 2015-начале 2016 года, когда тенге стремительно падал вниз после перехода к плавающему курсу.
Сейчас экономическая ситуация в Европе находится на хорошем уровне и стабильно улучшается. В июле достигнут четырехлетний минимум базовой инфляции, а уровень безработицы оказался минимальным с февраля 2009 года. Все это повышает стоимость евро, но внутренние факторы – далеко не единственная причина укрепления европейской валюты.
Рост стоимости евро связан в первую очередь с ослаблением на мировом рынке доллара. Индекс американской валюты в июле упал более чем на 2%, а с начала года снижение составило более 9% — этот показатель говорит, насколько доллар подешевел относительно других ведущих мировых валют.
Сейчас один евро на мировом рынке стоит около 1,18 долларов – это максимальное значение с декабря 2014 года. Стоимость британского фунта стерлингов относительно доллара также находится в районе 10-месячного максимума.
Главная причина ослабления доллара – это недоверие инвесторов к экономическому курсу администрации США. Причем это сомнение настолько сильно, что порой оно перебивает более значимые факторы. Так, ВВП США во втором квартале 2017 года вырос, инфляция (как и рост зарплат) осталась на незначительном уровне, но даже эти факторы не добавили доверия к доллару.
По данным investing.com, невысокая инфляция вызывает сомнения в том, что монетарная политика США будет ужесточена, что ранее неоднократно анонсировало ФРС. Нет веры и в налоговую реформу, обещанную Трампом, а сила его команды справедливо ставится под сомнение, ведь они так и не смогли свернуть ряд реформ Обамы. На этом фоне американские компании не очень охотно инвестируют в собственный бизнес на территории США.
Но если доллар слабеет во всем мире, почему этого не чувствуют рядовые жители Казахстана? Официальный курс американской валюты на 2 августа составляет 330,07 тенге – ровно на 2 тенге больше, чем днем ранее. За месяц доллар укрепился относительно казахстанской валюты на 10,07 тенге (3,1%), за 2 месяца – на 17,72 тенге (5,7%). И это еще не конец: днем 2 августа цены в обменниках Алматы поднялись до 336 тенге, местами доходя до 340 тенге за доллар.
Одно из вероятных объяснений — это сезонная скупка долларов. Лето – пора отпусков, и казахстанцы, предпочитающие отдых за границей, везут с собой наличные деньги. Но как-то слабо верится в то, что казахстанцы берут на курорты столько долларов, что значительно перекрывают все факторы, которые должны оказывать поддержку тенге.
А вот что по этому поводу сказал 1 августа министр национальной экономики Тимур Сулейменов: «Курс тенге подвержен влиянию нескольких факторов, то есть и цен на нефть, на металлы, и в том числе, конечно, того, что происходит у наших ключевых торговых партнеров, главным из которых является Российская Федерация. Это нормальная ситуация, поэтому определенная реакция, связь есть».
Однако нефть торгуется вблизи двухмесячного максимума, цены на медь растут на фоне увеличения спроса из Китая, золото и серебро дорожают последние три недели… Остается фактор России
Именно в России и надо искать причину падения тенге. Курс тенге к рублю остается практически неизменным последние недели, а это значит, что эти валюты одинаково ведут себя относительно доллара и евро. И на них влияют одинаковые факторы. В первую очередь санкции против России, выплаты дивидендов крупнейшими недропользователями (которые активно скупают валюту для расчетов, поднимая ее курс), не состоявшееся снижение ключевой ставки в РФ, не самые радужные прогнозы от минэкономразвития и т. д.
Но на фоне сиюминутных проблем на второй план уходят туманные перспективы. Санкции США направлены в том числе на нефтяную отрасль в России, а это повлияет не только на нее, но и на ЕАЭС. Кроме того, администрация Трампа проводит аналогичную политику в отношении Венесуэлы, и эти решения могут оказать на нефтяной рынок влияние, не меньшее, чем соглашение ОПЕК+.
Резюмируя: евро растет относительно доллара, который укрепляется в России на фоне потенциальных проблем экономического (в первую очередь нефтегазового) сектора. Казахстан, тесно связанный товарооборотом с Россией, остается заложником ситуации: тенге не может просто так открепиться от рубля. Это плохая новость: национальная валюта похоже совсем не зависит от политики государства и живет своей жизнью.
Нацбанк сдерживает девальвацию, но наращивает государственный долг
Хорошая новость в том, что курс тенге наконец перестал зависеть от стоимости нефти. Пусть ненадолго, пусть не так как хотелось, пусть он перестал быть хоть сколь-нибудь предсказуемым, но это случилось. Хотя вряд ли кто-то (кроме экспортеров) особо этому рад.
И пока тенге не вырвется из этой порочной ситуации, его поведение будет сложно предсказать. Возможно, уже завтра официальный курс евро превысит 400 тенге, а быть может упадет до 380 тенге. Первое, впрочем, кажется более вероятным.