Несмотря на то, что объем продаж новых автомобилей в последние месяцы в Казахстане растет, количество проданных новых автомобилей за январь-июль 2017 года находится ниже уровня 2016 года. Зато поддержанные автомобили все чаще меняют владельцев: за 7 месяцев на вторичном рынке осуществлено более 520 тыс. сделок.
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в июле 2017 года в Казахстане было продано 4270 новых автомобилей – это четверть больше, чем годом ранее, но почти на 7% меньше, чем в июне, когда было продано 4588 единиц.
При этом общие траты на приобретение авто за месяц составили 104,43 млн долларов, то есть
средняя стоимость покупаемого автомобиля составила в июле примерно 24,4 тыс долларов
Это ниже среднегодового показателя: за 7 месяцев на приобретение 24 211 автомобилей казахстанцы потратили 644,52 млн долларов или в среднем каждая единица обходилась покупателям в 26,6 тыс долларов.
Снижению показателей способствовала нестабильность тенге:
курс национальной валюты сильно колебался на протяжении большей части июля, в результате чего многие предпочли переждать этот период, чем тратить деньги
Еще одна причина снижения продаж, по данным АКАБ, заключается в «снижении покупательской способности реальных заработных плат среднего класса».
Общее снижение рынка сказалось и на отечественных производителях: доля продаж автомобилей казахстанской сборки за месяц снизилась до 37%, что, соответственно, привело к росту импорта. Экспорт и вовсе упал в 4 раза: 146 проданных в июле за рубеж автомобилей против июньских 584 единиц.
Нехватка средств на новые автомобили не останавливает казахстанцев, желающих сменить транспорт. По данным АКАБ, в январе-июле 2017 года на учет в органах административной полиции поставлены 559 802 единицы техники, что на 16% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Из них 524 734 ед. пришлось на регистрацию техники, сменившей владельцев – то есть вторичную регистрацию. Количество первично регистрируемых автомобилей составило 35 068 ед., что на 6% меньше, чем в прошлом году.
Июль в этом отношении не стал исключением: количество регистраций превысило 87,2 тысяч единиц (на 15% больше, чем в июле 2016 года), при этом на долю вторичного рынка приходится 81,3 тысяч сделок (+14% к показателям годовой давности). То есть, из каждых 100 сделок купли-продажи автомобилей в Казахстане — как минимум 93 приходится на поддержанные автомобили.
https://365info.kz/2017/07/kazahstanskie-avtoproizvoditeli-osvaivayutsya-na-zarubezhnyh-rynkah/
Более того,
казахстанцы в силу экономических причин гораздо чаще приобретают старые автомобили
По данным АКАБ, на долю авто возрастом до трех лет на вторичном рынке приходится 7% сделок, на авто старше 10 лет – 72%. То есть почти 7 из каждых 10 проданных в стране автомобилей выпущен раньше 2007 года. Главная причина – это, конечно, нехватка денег у казахстанцев на приобретение более свежих автомобилей.
Вкусы казахстанцев остаются достаточно стабильными. Так, в июле 2017 года на рынке новых автомобилей список лидеров традиционно возглавила Toyota – за месяц было реализовано 854 (-0,81% к июню) автомобиля этого бренда. На втором месте — Lada с результатом 780 ед. (-8,98% к июню). Бренд Ravon вернул себе место в тройке лидеров и замыкает рейтинг с показателем 415 автомобилей (+57,79% к июню).
На вторичном рынке самым популярным брендом является тоже Toyota — более 87,5 тысяч продаж за последние 7 месяцев. Но, при этом, выросло и число регистраций большинства популярных брендов, таких как Volkswagen, Mercedes, Audi и Mitsubishi.
Автомобильным центром Казахстана остается Алматы – тут происходит не только наибольшее количество продаж новых автомобилей, но и оформляется больше всего сделок с поддержанными авто – 79 323 сделки с начала года. Немного отстает Южно-Казахстанская область – 73 039 продаж.
Наименьшая активность на вторичном рынке в Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях – 14 918 и 16 396 единиц соответственно.