18+
Нур-Султан
Сейчас
13
Завтра
3
USD
385.96
-0.74
EUR
423.78
-3.37
RUB
6.03
-0.03

Казахстанцы довольны собой, плохо образованы, хотят жить с нефти — социолог

17507

Уровень образования казахстанцев крайне невелик. Но это еще полбеды, основная проблема в том, что сами себе мы в этом отчет не отдаем.

Получить диплом или даже ученую степень в Казахстане сейчас стало сравнительно просто, но реальная ценность у этих документов невелика, считает социолог Есет Есенгараев. В результате сограждане тешат себя мыслью, что «у них и так все прекрасно», степень самооценки зашкаливает, и ни о каком дальнейшем развитии речь уже не идет.

Своими размышлениями Есенгараев делится в аккаунте Facebook.

Диагноз — общая интеллектуальная расслабленность общества

Дальнейшее развитие требуется для той самой модернизации общества, о которой говорят со всех трибун. Есет Есенгараев напоминает, что модернизация (и это нужно ясно представлять себе) — это

переход к следующему уровню социокультурной сложности, намного превосходящему текущее

И он требует соответствующих ресурсов, в том числе и в интеллектуальном багаже сограждан.

В Грузии сейчас новая нация — и нам тоже пора — Ертысбаев

— К сожалению, мы не можем говорить, что у нас есть философия, социокультурная теория, литература, кинематограф, средства массовой информации, способные стать предпосылками формирования такого интеллектуального контекста, который, в свою очередь, мог бы быть основой развития более сложных социокультурных концепций и практик, — заявил Есенгараев.

По мнению социолога, многим казахстанцам это и не нужно. В целом

для нашего общества характерно состояние, которое он дипломатично называет «общей интеллектуальной расслабленностью»

В итоге на создание пресловутого более сложного уровня нет ни возможностей, ни, что может быть даже важнее, желания.

— Прежде всего, модернизация в Казахстане, как и в большинстве постсоветских обществ, затруднена из-за отсутствия стремления к ней у большинства наших людей. Основная масса наших соотечественников

хотят не современных преобразований, которые невозможны без преобразования самих людей, а спокойной и обеспеченной жизни на нефтяную ренту,

— считает социолог.

Любите Интернет — источник знаний

По мнению Есенгараева, люди даже и не испытывают особого желания повышать свой интеллектуальный уровень — причем по парадоксальной причине. Они и так «очень высокого мнения о степени своей образованности». Если вдруг возникла некая надобность в дополнительных знаниях — идут самым легким путем, набирая их «по вершкам», но при этом не озадачиваясь какими-то более фундаментальными целями и методами.

Бесполезные инвестиции: наука в Казахстане существует «для галочки», — Осколков

— Если наш человек испытывает потребности в повышении своей компетентности по тем или иным вопросам, то, посетив некоторые краткосрочные обучающие курсы или поискав информацию в интернете, он считает себя достаточно просвещенным. А

если его образовательные усилия несколько превышают утилитарные задачи, то он может даже считать себя достаточно просветленным,

— утверждает социолог.

Когда сравнивать не с чем — то можно и не тревожиться

Есенгараев называет эти черты «достаточно массовыми». И именно они, на его взгляд, «являются основными барьерами на пути нашей модернизации». Не изменив стандарты и идеалы образования,

не приблизив их к нормам развитых стран, мы будем и в дальнейшем обречены на отставание от них,

считает социолог.

Особо он подчеркивает, что речь идет не о тех стандартах, которые формирует минобр, «хотя их тоже надо пересматривать». Речь, в первую очередь, идет об исторически складывающихся неформальных стандартах, которые определяют идеалы образованного человека и его антиподов – невежественных людей. Сейчас эти стандарты довольно низки.

Особенности национальной науки: технарям хорошо, гуманитариям плохо

— Следует отметить, что сложившиеся у нас общественные стандарты образованности ориентируют людей на довольно простые модели знаний, при достижении которых, как уже отмечалось, у человека формируется крайне высокое мнение о своем уровне образованности. Но при этом большинство из тех, кто так высоко оценивает свой уровень образования, косноязычны и незнакомы с элементарной логикой. Такое снижение интеллектуальных стандартов является общей тенденцией на постсоветском пространстве, — говорит социолог.

Причем другие эксперты отмечают, что

проблемы с логическим мышлением стали нормой даже для интеллигенции

Ну а поскольку это норма — то и с высокой самооценкой затруднений никаких не возникает, а значит — практически нет мотивов к самосовершенствованию. Налицо замкнутый круг.

— Еще одна причина чрезмерно завышенной оценки уровня образованности нашего общества — это ориентация на внешние, преимущественно количественные критерии, утверждает Есенгараев.

Ярмарка тщеславия как казахстанская трагедия

Проще говоря, об образованности и профессионализме сейчас больше судят по числу лет, проведенных в студенческих аудиториях, и числу его дипломов. В этом смысле, говорит социолог, в Казахстане все порядке, мы даже находимся на лидирующих позициях в мире.

— Количество дипломов у нас просто зашкаливает и наличие двух-трех дипломов о высшем образовании – скорее норма, чем исключение

Также за последние десятилетия резко увеличилось число носителей научных степеней. Нередко можно встретить носителей степени по двум и даже по трем наукам, — обращает внимание эксперт. — Если судить по количеству диссертаций, то на постсоветском пространстве произошел творческий взрыв, особенно в сфере педагогики. Мы должны были достичь мирового уровня в развитии правовой и экономической мысли, более весомых результатов в развитии социогуманитарных наук. И в этих сферах у нас уже защищено очень большое количество как кандидатских, так и докторских диссертаций.

Где учиться, чтобы попасть в элиту? «Болашак» не вариант

Но на деле, утверждает Есенгараев,

реальная цена этих дипломов, как и образовательный и научный уровень их владельцев, — крайне низки

Даже ученая степень уже перестала свидетельствовать о соответствующей компетенции.

Борат был бы рад: как псевдонаука Казахстана позорит страну

— К сожалению, мы не можем вслед за Питером Друкером повторить, что «диплом о высшем образовании является свидетельством получения систематизированных знаний». Так как у нас он нередко является лишь знаком, свидетельствующим о социальных амбициях и тщеславии, но отнюдь не о реальных знаниях его обладателя, — сетует Есенгараев.

Мощный поток дипломов, кандидатских и докторских диссертаций привел к тому, что диссертационные советы просто вынуждены были отменить. Мера вынужденная, говорит социолог, потому что

эти советы превратились просто в конвейеры по штампованию ученых степеней

— За всеми этими фактами, конечно же, в первую очередь стоят именно социокультурные нормы, определяющие, кого считать образованным человеком. Исходя из этого, мы должны сделать вывод, что идеалы и нормы образования, которые исторически сложились в нашем обществе, способствуют тиражированию типа человека с низким уровнем образования и высоким уровнем самооценки, — резюмирует социолог. —

Если сто лет назад Владимир Маяковский диагностировал, что «улица корчится безъязыкая», то в наше время такой диагноз мы можем поставить не только улице