Уровень образования казахстанцев крайне невелик. Но это еще полбеды, основная проблема в том, что сами себе мы в этом отчет не отдаем.
Получить диплом или даже ученую степень в Казахстане сейчас стало сравнительно просто, но реальная ценность у этих документов невелика, считает социолог Есет Есенгараев. В результате сограждане тешат себя мыслью, что «у них и так все прекрасно», степень самооценки зашкаливает, и ни о каком дальнейшем развитии речь уже не идет.
Своими размышлениями Есенгараев делится в аккаунте Facebook.
Дальнейшее развитие требуется для той самой модернизации общества, о которой говорят со всех трибун. Есет Есенгараев напоминает, что модернизация (и это нужно ясно представлять себе) — это
переход к следующему уровню социокультурной сложности, намного превосходящему текущее
И он требует соответствующих ресурсов, в том числе и в интеллектуальном багаже сограждан.
https://365info.kz/2017/08/v-gruzii-sejchas-novaya-natsiya-i-nam-tozhe-pora-ertysbaev/
— К сожалению, мы не можем говорить, что у нас есть философия, социокультурная теория, литература, кинематограф, средства массовой информации, способные стать предпосылками формирования такого интеллектуального контекста, который, в свою очередь, мог бы быть основой развития более сложных социокультурных концепций и практик, — заявил Есенгараев.
По мнению социолога, многим казахстанцам это и не нужно. В целом
для нашего общества характерно состояние, которое он дипломатично называет «общей интеллектуальной расслабленностью»
В итоге на создание пресловутого более сложного уровня нет ни возможностей, ни, что может быть даже важнее, желания.
— Прежде всего, модернизация в Казахстане, как и в большинстве постсоветских обществ, затруднена из-за отсутствия стремления к ней у большинства наших людей. Основная масса наших соотечественников
хотят не современных преобразований, которые невозможны без преобразования самих людей, а спокойной и обеспеченной жизни на нефтяную ренту,
— считает социолог.
По мнению Есенгараева, люди даже и не испытывают особого желания повышать свой интеллектуальный уровень — причем по парадоксальной причине. Они и так «очень высокого мнения о степени своей образованности». Если вдруг возникла некая надобность в дополнительных знаниях — идут самым легким путем, набирая их «по вершкам», но при этом не озадачиваясь какими-то более фундаментальными целями и методами.
Бесполезные инвестиции: наука в Казахстане существует «для галочки», — Осколков
— Если наш человек испытывает потребности в повышении своей компетентности по тем или иным вопросам, то, посетив некоторые краткосрочные обучающие курсы или поискав информацию в интернете, он считает себя достаточно просвещенным. А
если его образовательные усилия несколько превышают утилитарные задачи, то он может даже считать себя достаточно просветленным,
— утверждает социолог.
Есенгараев называет эти черты «достаточно массовыми». И именно они, на его взгляд, «являются основными барьерами на пути нашей модернизации». Не изменив стандарты и идеалы образования,
не приблизив их к нормам развитых стран, мы будем и в дальнейшем обречены на отставание от них,
считает социолог.
Особо он подчеркивает, что речь идет не о тех стандартах, которые формирует минобр, «хотя их тоже надо пересматривать». Речь, в первую очередь, идет об исторически складывающихся неформальных стандартах, которые определяют идеалы образованного человека и его антиподов – невежественных людей. Сейчас эти стандарты довольно низки.
Особенности национальной науки: технарям хорошо, гуманитариям плохо
— Следует отметить, что сложившиеся у нас общественные стандарты образованности ориентируют людей на довольно простые модели знаний, при достижении которых, как уже отмечалось, у человека формируется крайне высокое мнение о своем уровне образованности. Но при этом большинство из тех, кто так высоко оценивает свой уровень образования, косноязычны и незнакомы с элементарной логикой. Такое снижение интеллектуальных стандартов является общей тенденцией на постсоветском пространстве, — говорит социолог.
Причем другие эксперты отмечают, что
проблемы с логическим мышлением стали нормой даже для интеллигенции
Ну а поскольку это норма — то и с высокой самооценкой затруднений никаких не возникает, а значит — практически нет мотивов к самосовершенствованию. Налицо замкнутый круг.
— Еще одна причина чрезмерно завышенной оценки уровня образованности нашего общества — это ориентация на внешние, преимущественно количественные критерии, утверждает Есенгараев.
Проще говоря, об образованности и профессионализме сейчас больше судят по числу лет, проведенных в студенческих аудиториях, и числу его дипломов. В этом смысле, говорит социолог, в Казахстане все порядке, мы даже находимся на лидирующих позициях в мире.
— Количество дипломов у нас просто зашкаливает и наличие двух-трех дипломов о высшем образовании – скорее норма, чем исключение
Также за последние десятилетия резко увеличилось число носителей научных степеней. Нередко можно встретить носителей степени по двум и даже по трем наукам, — обращает внимание эксперт. — Если судить по количеству диссертаций, то на постсоветском пространстве произошел творческий взрыв, особенно в сфере педагогики. Мы должны были достичь мирового уровня в развитии правовой и экономической мысли, более весомых результатов в развитии социогуманитарных наук. И в этих сферах у нас уже защищено очень большое количество как кандидатских, так и докторских диссертаций.
Где учиться, чтобы попасть в элиту? «Болашак» не вариант
Но на деле, утверждает Есенгараев,
реальная цена этих дипломов, как и образовательный и научный уровень их владельцев, — крайне низки
Даже ученая степень уже перестала свидетельствовать о соответствующей компетенции.
https://365info.kz/2017/07/borat-byl-by-rad-kak-psevdonauka-kazahstana-pozorit-stranu/
— К сожалению, мы не можем вслед за Питером Друкером повторить, что «диплом о высшем образовании является свидетельством получения систематизированных знаний». Так как у нас он нередко является лишь знаком, свидетельствующим о социальных амбициях и тщеславии, но отнюдь не о реальных знаниях его обладателя, — сетует Есенгараев.
Мощный поток дипломов, кандидатских и докторских диссертаций привел к тому, что диссертационные советы просто вынуждены были отменить. Мера вынужденная, говорит социолог, потому что
эти советы превратились просто в конвейеры по штампованию ученых степеней
— За всеми этими фактами, конечно же, в первую очередь стоят именно социокультурные нормы, определяющие, кого считать образованным человеком. Исходя из этого, мы должны сделать вывод, что идеалы и нормы образования, которые исторически сложились в нашем обществе, способствуют тиражированию типа человека с низким уровнем образования и высоким уровнем самооценки, — резюмирует социолог. —
Если сто лет назад Владимир Маяковский диагностировал, что «улица корчится безъязыкая», то в наше время такой диагноз мы можем поставить не только улице