Через религию — как инструмент мягкой силы — многие пытаются расширить свое политическое влияние, говорит министр по делам религий.
Список проблем, связанных с различными религиями, никуда не делся. Но решать их следует хоть и быстро, но молча — полагают в казахстанских коридорах власти. Казахстан — светская страна. Атеизма на государственном уровне это не предполагает, но и поблажки представителям какой-то определенной конфессии власти давать не собираются. В сфере религии должен работать принцип всеобщего равенства. Об этом и многом другом рассказал министр по делам религий и гражданского общества РК Нурлан Ермекбаев в интервью порталу Саясат.
Религия — это очень тонкое понятие, где один и тот же смысл, переданный разными словами, может иметь совершенно различное воздействие и последствия, считает Ермекбаев. Именно поэтому многие зарубежные эксперты приходят к выводу, что
чем меньше в СМИ муссируется тема религиозного экстремизма и радикализма, тем лучше
И министр согласен с этим мнением.
— Не нужно искусственно раздувать страсти вокруг этого вопроса, нужно больше спокойной и эффективной работы, а не постоянного обсуждения. В прошлые времена шутили: есть две области, в которых каждый считает себя специалистом — футбол и политика. Сегодня к этому добавилась религия. На мой взгляд, нужно меньше говорить на эту тему и больше делать, — считает он.
Вопросы веры: что ждет религию в Казахстане?
Министр напомнил, что в последние годы бывало, что «религиозные нормы, догмы и постулаты некоторыми силами стали активно внедряться в те сферы, которыми они не должны управлять». Происходит это буквально во всем мире — и стало отражением политической борьбы, полагает глава ведомства. Даже
лидеры исламских государств признают факт идеологической войны
«между здоровыми политическими силами и силами религиозного экстремизма и радикализма».
— В отдельных странах можно наблюдать противоборство за власть между светской властью и духовенством. В других случаях в международных масштабах идет попытка через религию, как инструмент мягкой силы, расширить зоны своего политического, культурно-гуманитарного влияния, — сказал Ермекбаев.
Для Казахстана, считает он, такой путь неприемлем. Наш путь — это светскость, и причин тому целый ряд:
Последний пункт Ермекбаев разъяснил более подробно. Если в Казахстане вдруг (чисто теоретически) стал бы править шариат, то мы могли бы повторить историю некоторых ближневосточных государств. Там «политизация ислама привела к появлению политических партий и групп на религиозной основе».
— Учитывая, что внутри ислама нет единства и есть противоборствующие между собой течения, эти партии и группы начинают конкурировать и бороться между собой.
В конечном итоге все это приводит к гражданской войне, дестабилизации и человеческим жертвам,
— считает министр.
Второй фронт джихада открывается в Казахстане
В вышеописанных перспективах никто не заинтересован. Ермекбаев полагает, что для мира и стабильности лучше сразу расставить точки над «I», чтобы «всем были понятны роль и место каждого субъекта общественных отношений в общественной и государственной системе». Для этого в конце июня принята Концепция государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы.
— Долгие годы, особенно в 90-е и начале 2000-х мы исходили из того, что не следует вмешиваться и регулировать религиозную деятельность, дали волю и свободу всем религиозным течениям. Это можно сравнить с известным лозунгом из китайской истории «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», который и в Китае не привел ни к чему хорошему. В наше общество стали проникать именно деструктивные, не свойственные нам религиозные течения.
Возможно, что это происходило не без поддержки заинтересованных групп из-за рубежа, которые зачастую не жалеют на свои цели денег
и попросту покупают своих сторонников из местных граждан под красивой вывеской «братской помощи», — напомнил он.
Чисто запретительные меры для Казахстана – не приоритет, утверждает министр. Да и в сравнении с другими странами степень применения таковых мер в религиозной сфере в Казахстане ничтожно мала.
Кайрат Жолдыбайулы оскорбляет чувства верующих — Комитет по делам религии
— Мы не запрещаем человеку думать, иметь какие-то взгляды, придерживаться их. Но мы можем назвать определенную идеологию деструктивной. У государства есть на это право, — сказал Ермекбаев.
Например, сейчас активно обсуждается предложение запретить псевдосалафизм. Государство четко и открыто сказало, что это течение для нас — деструктивно, хотя оно может быть нормальным для других стран.
— Почему же мы его не запрещаем? Потому что это не организация. Это система взглядов, мыслей, убеждений, пусть и ошибочных. Это наиболее наглядный пример того, что
государство не следует по пути запретов, но в то же время оставляет за собой право запретить распространение (именно распространение) деструктивной идеологии
То есть человек может думать как угодно, но если он начинает пропагандировать, склонять к этому других, то здесь государство включает ограничительные меры, — привел он пример.
Ермекбаев считает, что на практике опасность представляет и степень радикализации человека.
Адепт «Свидетелей Иеговы» осужден за разжигание межрелигиозной розни
— Пусть даже он или она принадлежат к традиционной конфессии, но стоят на радикальных позициях, то тоже могут представлять риски для общественной и политической безопасности, — пояснил он.
Относительно принятой Концепции министр сказал, что документ «более четко и системно сформировал систему взглядов и подходов государства в вопросах взаимоотношений с религиозными объединениями и роли религии в жизни общества».
— В первую очередь сформировала оценку того, что происходит в республике. Во-вторых, определила то, как к этому относится государство. В-третьих, обозначила, какие есть плюсы и минусы текущей ситуации, наметив направления по устранению существующих недостатков. Это своего рода открытый и честный
месседж о позиции государства в отношении роли и места религии в жизни общества,
— считает Ермекбаев.
Одним из принципов государственной политики является укрепление светских основ государства. Светскость – это не значит атеизм, как некоторые ошибочно заявляют.
В Грузии сейчас новая нация — и нам тоже пора — Ертысбаев
— Это не отрицание бога, не отрицание веры, не навязывание исключительно атеистических убеждений. В отличие от атеизма, светское устройство современного Казахстана означает, что государство не выделяет ни одну из религий и ни одну из конфессий в качестве официальной, не отдает кому-либо предпочтения на основании религиозной принадлежности, — говорит Ермекбаев.
По его словам, государство не допускает политизации религии, но одновременно не мешает развитию религиозных объединений и конфессий. В рамках действующего законодательства, разумеется.
Вмешательство религии в те вопросы, которые регулируются законами и нормативно-правовыми актами — не допускается
— Светское государство не будет пропагандировать религию и насаждать её. Некоторые граждане, скажем так, в состоянии эйфории первых лет независимости полагали, что государство будет активно продвигать религиозность вплоть до того, что будет тратить бюджетные средства на расширение деятельности религиозных объединений, распространение религии. Нет, государство этого делать не будет, — сказал министр.
Министр напоминает, что казахстанское общество неоднородно в религиозном плане. Есть два крайних полюса: с одной стороны религиозные фанатики, с другой стороны — крайние атеисты. И множество промежуточных вариантов. Естественно, что Концепция не будет воспринята всеми одинаково.
Любое предложение в религиозной сфере — если нравится религиозным людям, то не нравится атеистам, и наоборот
В ИГИЛ вступают, надеясь сделать карьеру — эксперт
— Поэтому ожидать, что всем все понравится, не стоит. Таких иллюзий мы не питаем. Мы исходим из государственных интересов, стараясь учитывать интересы всех слоев и групп общества. Самое главное — строго следовать государственным интересам. Всем понравиться невозможно, — резюмировал Ермекбаев.