С момента попытки государственного переворота в Турции прошел год, но Анкара до сих пор разбирается с последствиями кровавой драмы.
События 15 июля 2016 года турецкие власти называют самой масштабной террористической атакой в истории страны, а провал попытки переворота — великой победой демократии. Всю ответственность за произошедшее официальная Анкара неизменно возлагает на членов организации ФЕТО и лично на ее лидера — живущего в США исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена.
— Они применили военную технику против мирных граждан, вышедших на улицы, чтобы защитить демократические институты своей страны. Они убивали безвинных военнослужащих, которые видели в них соратников по оружию и отказались участвовать в перевороте. Путчисты бомбили здание парламента Турции, президентский дворец, штаб Национального разведывательного управления и штаб полиции особого назначения, — напомнил на пресс-конференции Рызак Ахан Йылмаз, генеральный консул Турции в Алматы.
В общей сложности погибли 250 человек, еще более 2 тысяч получили ранения. Большая часть погибших — мирные граждане, которые откликнулись на призыв президента Эрдогана и вышли на улицы турецких городов, пытаясь остановить танки и бронетранспортеры мятежников.
— 15 июля стало экзаменом на силу и непоколебимость турецкой демократии. Все политические партии, включая и проправительственные, и оппозиционные, представители вооруженных сил, сил безопасности и СМИ, встали вместе против путчистов. Мы горды, что прошли этот экзамен, — подчеркнул Йылмаз.
Введение режима чрезвычайного положения и его продление до середины июля 2017 года турецкими властями объясняется необходимостью обеспечить эффективную работу государственных органов. При этом официальная Анкара заверяет, что эта мера не была принята для вмешательства в повседневную жизнь граждан. «Перегибы» же в расследовании попытки госпереворота, названные многими чисткой армии и госорганов, объясняются стремлением защитить государственность.
— Более 300 закрытых после путча организаций заново открыты, более 30 тысяч государственных служащих после рассмотрения их дел комиссиями восстановлены в должностях, — проинформировал консул.