Трудовая инспекция нашла нарушения в массовых увольнениях в госкорпорации. Правда, на судьбу уволенных обнаруженное несоблюдение законодательства никак не повлияет, поэтому они готовят иски в суд.
Управление занятости, труда и социальной защиты Астаны рассмотрело заявление 10-ти бывших работников госкорпорации «Правительство для граждан». Они были уволены в мае 2017-го после реструктуризации — из-за отказа работать на нижестоящих должностях с уменьшением зарплаты. По данным самой госкорпорации, всего в должностях были понижены 152 сотрудника. Десяток самых стойких решили повоевать за свое рабочее место.
Конфликт начался 12 апреля 2017 года. Совет директоров госкорпорации «Правительство для граждан» принял решение сократить три свои дирекции. Но число работников после этой манипуляции не сократилось, а выросло со 198 до 497 человек. Через 5 дней после сокращения филиалов как минимум 11 человек получили уведомления о предстоящих изменениях условий труда, подписанные председателем Аблайханом Оспановым. Людям сообщили о сохранении рабочего места и гарантировали заработную плату. Правда, не уточнили, какую именно. Уже 5 мая все 11 человек получили на руки очередные уведомления, теперь уже с указанием о переводе на другие должности. Нижестоящие.
Например, директорам и их заместителям стали предлагать должности специалистов Центра обслуживания населения. Некоторые были согласны на изменения условий труда, но с оговоркой — сохранить им прежнюю зарплату и должность. Ну и конечно же, аргументированных разъяснений от руководства, что происходит в корпорации.
Беременных и больных — уволить! Трудовой конфликт в госкорпорации «Правительство для граждан»
16 мая 11 сотрудников были уволены приказами о расторжении трудовых договоров. В качестве основания столь радикального шага в документах указана ссылка на статью 58 (пункт 2) Трудового кодекса, который позволяет прекращать трудовые отношения с работниками, письменно отказавшимися от продолжения трудовых отношений. Однако письменный отказ писали далеко не все, кто попал в жернова массового увольнения.
Люди обратились в согласительную комиссию, созданную в госкорпорации как раз в период реструктуризации как раз для рассмотрения трудовых споров. Однако ничьих требований эта комиссия не удовлетворила, встав на сторону работодателя
В заключениях комиссии по каждому обратившемуся уволенному работнику так и написано: «Отказать Имярек (ред.) в рассмотрении вопроса, изложенного в заявлении от 19 мая 2017 года в части отмены приказа председателя правления общества от 16 мая 2017 года «О расторжении трудового договора», так как он является правомерным и оснований для его отмены не имеется».
Зато столичная трудовая инспекция (управление занятости, труда и социальной защиты) кое-что незаконное в действиях руководства госкорпорации для граждан все же нашла. Например, уволенные работники не получили на руки трудовые книжки, а также не были в установленные законом сроки ознакомлены с приказами о своем увольнении. Что является нарушением Трудового кодекса. Увольнение одного из сотрудников трудовая инспекция признала незаконным, так как в момент расторжения с ним трудового договора мужчина находился на больничном. Правда, ему рекомендовано восстановиться на рабочем месте через суд.
В общем, выглядит все так, что людям при любом раскладе придется пройти семь кругов ада, прежде чем они попытаются восстановиться на своих рабочих местах. А тут еще выясняется, что хоть численность персонала госкорпорации и была увеличена в 2,5 раза — со 198 до 497 человек, но сокращение штата все-таки произошло. Это значит, что
уволенных обязаны были уведомить о расторжении трудовых договоров за месяц до подписания приказов, да еще и выплатить им компенсации. И этот факт столичной трудовой инспекции придется изучить заново — в управление подана новая жалоба
По словам адвоката Сергея Сизинцева, представляющего интересы группы уволенных работников госкорпорации, на заключение трудовой инспекции подана жалоба в Министерство труда и социальной защиты населения, также готовятся иски в суд о незаконном увольнении.
— Судя по заключению трудовой инспекции, нарушения при проведении реструктуризации в «Правительстве для граждан» все-таки имеются. Однако тому же Каирбеку Нигимову, уволенному в период болезни, инспекция рекомендует восстановиться на работе через суд. Получается, заключения управления занятости, труда и социальной защиты имеют всего лишь рекомендательный характер?
— Это не так, инспекция имеет все полномочия, чтобы разобраться с этим вопросом сама и выдать предписание работодателю устранить допущенные нарушения законодательства. В данном случае трудовая инспекция этим своим полномочием не воспользовалась, то есть уклонилась от защиты прав работников.
— Это касается Нигимова. А в целом написано, что нарушения обнаружены, но они столь незначительны, что никак не влияют на судьбу уволенных. Да и претензии у них касались незаконного увольнения, а не выдачи трудовых книжек и подписания приказов.
— Верно. И теперь мы выявили еще два существенных нарушения со стороны работодателя, о которых раньше не писали. Работники подали новую жалобу в инспекцию труда. В ходе бесед с работодателем и разбирательств выяснилось, и это уже юридически вполне доказано, что имело место сокращение штата. Именно штата, а не численности. Потому что
были упразднены структурные подразделения, а должности, которые раньше занимали работники, перестали существовать. Это и есть сокращение
Работодатель же парирует, что общее число работников увеличилось, юридически это называется увеличением численности, но штат-то при этом сократился в части должностей, которые исчезли.
«Правительство для граждан» понизило в должностях 152 сотрудника
То есть нет никаких оснований говорить, что если мы убираем в одном месте, а в другом прибавляем, это означает увеличение штата. Ничего подобного. Они одновременно увеличили численность, но сократили штат. А это означает, что они должны были заблаговременно обращаться в службу занятости, предупреждать людей за месяц до увольнения и выплачивать компенсации работникам. Но ничего этого сделано не было.
— А в действиях самой трудовой инспекции есть нарушения?
— Мне непонятно, с какой целью инспектор выносит такое решение, но мы видим, что те доводы, которые мы озвучили в жалобе, остались без ответа. И отказывают нам не по тем доводам, которые мы излагали. Допустим, по вопросам, связанным с изменениями условий труда, ведь так и не дали ответа. Мы говорили, что людей не предупредили, каким именно образом изменятся условия их труда. Нам отвечают, что предупредили, хотя этого на самом деле нет.
Всем просто сказали, что условия изменятся, не раскрыв деталей. А это важно. И того требует закон. И инспектор почему-то соглашается, что так делать можно
То же самое по поводу уведомлений и незаконности приказов, которые вытекают из этих уведомлений. В общем, есть в заключении трудовой инспекции кое-какие ответы, но они не на наши вопросы. Для чего так было сделано, мы не знаем. Поэтому ответы инспектора теперь обжалуем в министерстве.
— Как быть с согласительной комиссией в госкорпорации, которая всем отказала в рассмотрении их увольнения, сославшись, что это не компетенция комиссии?
— Мы с самого начала предполагали, что в истории с увольнениями в «Правительстве для граждан» все равно придется идти в суд. И основания для этого уже есть — согласительную комиссию, обращение в которую было обязательным требованием досудебного урегулирования, мы прошли. А все эти жалобы в инспекцию и министерство будем подавать параллельно.