Транзит власти в Казахстане крепко «завязан» на личностях, постепенно в экспертной среде вырисовывается круг возможных претендентов.
И пока это самое большее, что могут сделать эксперты — реалии отечественной политики исключают возможность конкретного прогноза, отмечает политолог Андрей Карпов в интервью ИАЦ МГУ.
— Вопрос о транзите власти – вопрос всегда персонифицированный. Особенно в постсоветских системах. Для большинства элитариев не столь важно, какой будет новая властная модель, важно, кто гарантирует сохранение достигнутых договоренностей.
Каковы, грубо говоря, правила игры, кто будет следить за их выполнением? Как менялись «фавориты» Акорды за последние 10-15 лет? О каких персонах и фигурах больше всего говорили и писали эксперты?
— Первый всплеск интереса к теме преемничества возник в 2003-2004 годах в эпоху «Асар» и появления на казахстанском политическом поле российских политтехнологов. Это был относительно короткий промежуток времени – до президентских выборов 2005 года. Причем
само понятие «преемничество» не означало «наследование». Речь шла о том, кто среди казахстанских политиков может рассматриваться как фигура номер 2
Транзит власти в Казахстане: и. о. президента проведет реформу Конституции — эксперт
Не более. Что-то вроде наиболее перспективного кандидата на тот случай, когда станет необходимым выбирать следующего лидера РК.
Если посмотреть социологические опросы о популярности политиков, проводимые в те годы, то
имя Нурсултана Абишевича могло и вовсе не упоминаться в анкете. Просто потому, что никем не ставилось под сомнение его лидерство в опросах
Затем вопрос о властном транзите был отодвинут на второй или даже третий план. О таких вещах даже на экспертных тусовках казахстанские коллеги предпочитали не рассуждать. И только в 2009-2010 гг. вновь вырисовывается интерес к данному сюжету. Это было связано и с новым статусом Нурсултана Абишевича – Елбасы, Лидер Нации, и с проведением политической реформы, расширением полномочий парламента, заявлением Ермухамета Ертысбаева о возможном переходе к президентско-парламентской или даже парламентско-президентской республике.
— Политическая реформа 2007 года – разве она не перевела эту тему в иную плоскость, увеличив горизонт стратегического планирования?
— Нет. Потому что одновременно с объявлением политической реформы реальностью стал однопартийный мажилис. Все равно главной темой для обсуждения остается вопрос – кто? Поскольку иные, более сложные варианты, требовали соответствующего дизайна.
— Имена, которые упоминают в публикациях российских аналитиков, это «новый набор», или есть преемственность поколений?
Транзит власти в Казахстане вряд ли испортит отношения с Россией — эксперт
Постепенно формируется «устойчивый пул» возможных кандидатов. Причем
сами кандидаты, что вполне естественно, всячески противились включению в подобные «списки»,
выражали недовольство свободным оперированием со стороны экспертов «святыми именами» именно в этом контексте.
В произвольном порядке – Нуртай Абыкаев, Тимур Кулибаев, Касым-Жомарт Токаев, Адильбек Джаксыбеков, Имангали Тасмагамбетов, Нурлан Нигматулин, Дарига Назарбаева, Карим Масимов, Умирзак Шукеев. Возможно, что я кого-то упустил, но это те, кто чаще всего на экспертном уровне и в СМИ упоминались именно в этом контексте.
Еще раз подчеркну, что никакой реальной информации по данному вопросу нет и не было. Все комбинации, о которых писали казахстанские и российские эксперты, носили абсолютно умозрительный характер.