Более-менее стабильная ситуация на рынке нефти в июле не принесла стабильности национальной валюте. Тенге продолжает слабеть по отношению к доллару и евро, но теперь ключевым фактором является не снижение стоимости «черного золота», а ослабление российского рубля.
Нефть стабилизировалась, курс — нет.
На фоне нестабильного июня, когда цена на нефть сначала упала с 52,3 до 44,5 долларов за баррель сорта Brent, а затем вновь поднялась до 48 долларов, июль выдался крайне спокойным: разбег между максимальной и минимальной ценой за месяц не достигает и 4 долларов, а стоимость в целом держится на отметке выше 48 долларов за бочку. Также стоит отметить, что цена на нефть по состоянию на утро 25 июля практически совпадала с той, что была 1 числа.
Стабилизация на рынке нефти сказывается тем, что многие негативные факторы уже сыграли. Соглашение ОПЕК+ подверглось очередной порции критики еще в июне, африканские страны тогда же нарастили свои производства, США продолжили наращивать свою добычу. Июль же пока обходится без резких потрясений и мощных факторов, способных резко снизить или увеличить стоимость нефти. Как следствие: «черное золото» спокойно торгуется в коридоре 47,5-49 долларов за баррель.
Рубль бьет рекорды и зовет в Россию
Казалось бы, и тенге должен вести себя спокойно. Однако этого не происходит. Когда нефть дешевеет, пусть даже ненамного, доллар значительно укрепляется. Когда же стоимость сырья растет, тенге отбивает позиции неохотно. Как итог: с начала июля тенге проиграл доллару почти 4,5 пункта. По сравнению с началом лета американец подорожал примерно на 14,5 тенге.
По отношению к европейской валюте ситуация схожая, но курс коррелирует с ценой на нефть куда слабее. Например, стоимость нефти в период с 18 по 25 июля практически не изменилась, а евро за это время подорожал на 7,7 тенге. Стоимость евро достигла 10-месячного максимума, увеличившись в стоимости за неполные два месяца лета на 31,2 тенге.
Таким образом,
цена на нефть в июле не является определяющим фактором, влияющим на курс тенге. Куда важнее оказалось влияние российского рубля,
который переживает не лучший период.
Курсы тенге и рубля по отношению к иностранной валюте как правило всегда реагируют одинаково. Это объясняется тем, что у стран схожая структура экономики, а потому и слабые стороны у них схожи. В первую очередь это касается зависимости от мировых цен на главные экспортные товары. Ранее Казахстан имел возможность при необходимости смягчать удар, но переход к плавающему курсу тенге и 10-месячный отказ от интервенций со стороны Нацбанка (прервавшийся в июне) лишили экономику этой возможности.
На фоне все более тесной экономической интеграции России и Казахстана, вызванной увеличением взаимной торговли в рамках ЕАЭС, тенге становится все более зависим от колебаний рубля. Но на российскую валюту влияет еще один фактор, который не особо затрагивает тенге – геополитический. То есть
любое политическое решение, принятое Россией или в отношении России, напрямую сказывается на стоимости не только ее, но и казахстанской валюты
В июле главным таким решением стало согласование 24 июля Палатой представителей Конгресса США законопроекта о новых санкциях в отношении России. Это привело практически к мгновенному ослаблению рубля по отношению к основным мировым валютам, которое продолжалось весь день. Попал под раздачу и тенге.
Казахстанцы заработали на падении тенге в июне
Впрочем, рубль начал падать еще раньше. Если большую часть июня российская валюта торговалась в паре с долларов в интервале 56-59 рублей, то в июле коридор поднялся до 59-60,5. Роль в этом сыграло и обсуждение возможности введения новых санкций в отношении России, и скандальная история с Siemens, оборудование которого вопреки всем договоренностям оказалось в Крыму, и традиционный летний спрос на иностранную валюту со стороны отпускников-туристов, слухи об изменении базовой ставки, улучшение экономических показателей Еврозоны…
Все это сказывается на курсе тенге. Об этом говорит и Нацбанк РК, объяснивший июньскую валютную интервенцию не только снижением стоимости нефти, но и ослаблением российского рубля. При всем при этом стоимость казахстанской валюты относительно российской не меняется: средневзвешенный официальный курс в апреле составлял 5,53 тенге, в мае – 5,50, в июне – 5,51, в период с 1 по 25 июля – 5,45 тенге за рубль. Опустить курс ниже экономика, видимо, позволить себе не может: в таком случае импорт, и без того набравший 34,6% по итогам пяти месяцев, может стремительно пойти вверх, а экспорт в Россию сократится.
В таких условиях выгоднее, чтобы тенге следовал по той же траектории, что и рубль