В том, что ребенок крадет из дома деньги, чаще всего виноваты взрослые.
Судя по постам в соцсетях, с подобной проблемой столкнулось немало родителей. Как правило, во всем обвиняют ребенка, задаваясь вопросом – как в нормальной семье мог появиться малолетний воришка. А может дело вовсе не во врожденной склонности к криминалу, и причину нужно искать в самих родителях?
По словам Лейлы Алипбаевой, начальника отдела ювенальной полиции МПС ДВД Алматы, официально подобные случаи регистрируются редко. В среднем 1-2 за год. Хотя возможно, на самом деле их гораздо больше. Просто родители в полицию не обращаются, пытаясь решить проблему своими силами. Чаще всего полицейские узнают о таких фактах, когда ребенок самовольно уходит из дома и родители просят полицейских найти беглеца. Тут и выясняется, что перед уходом он забрал из дома определенную сумму денег.
Полицейские Алматы спасли мальчика от избивавших его родителей
— Если мы выявили такой факт, то обязательно проверяем, на что именно он взял деньги, – говорит Лейла Аманбаевна. – При этом мы беседуем с самим подростком, изучаем и опрашиваем круг его друзей и знакомых. Затем
тщательно проверяем полученную информацию
При работе с подростком мы обязательно привлекаем психолога. Ведь ребенок может рассказать ему больше, чем полицейским. Как правило, мальчики-подростки крадут деньги из дома для того, чтобы с девочкой погулять, сводить ее в какой-то развлекательный центр или парк аттракционов. Иногда выявлялись случаи клептомании. То есть вполне нормальная благополучная семья, но ребенок попросту не может устоять, чтобы чего-то не украсть. Бывало (но очень редко), что у подростка вымогали деньги сверстники. Что касается краж, совершенных с целью приобретения наркотиков, это явление было широко распространено в 90-е и начале 2000-х годов. Но за последние годы не было зарегистрировано ни одного такого случая.
По мнению моей собеседницы,
дети в правовом отношении стали гораздо грамотнее, чем лет 10-15 назад
Сейчас во всех школах имеются школьные инспекторы полиции, которые проводят встречи с родителями и детьми. Рассказывают детям об уголовной и административной ответственности, предусмотренной за тот или иной поступок. При этом ребенок может в любой момент подойти к нему, рассказать о своих проблемах. Родители могут без официального заявления напрямую обратится к школьному инспектору и рассказать, что заметили какие-то странности в поведении своего ребенка. И с этим помимо полицейского будет разбираться детский психолог.
В общем, криминальная подоплека вроде воровства под принуждением вымогателей или приобретения наркотиков если не исключена, то значительно снижена. Так в чем же дело?
«Моя семья бедная, но это не значит, что я хуже» — чему учат школьные экскурсии в ТЦ
По мнению Лейлы Алипбаевой, прежде всего это издержки воспитания. Недостаток родительского внимания. Отсутствие взаимопонимания и доверительных отношений между родителями и детьми. Недостаточное выделение средств на насущные потребности ребенка.
С этим полностью согласна Анна Кудиярова, директор Института психоанализа. По ее наблюдениям,
родители в основном заботятся о теле ребенка – накормить, одеть, обуть. Но при этом забывают о его духовных потребностях
О том, что он самостоятельная личность.
— Много лет назад ко мне привели девочку-второклассницу, у которой была так называемая клептомания, – вспоминает Анна Мергенбаевна. – Но как оказалось, причина была в другом. У нее абсолютно не было карманных денег. Родители давали ей только 50 тенге на проезд и 50 тенге на один пирожок. Хотя папа у нее был бизнесменом средней руки. Когда я спросила его, почему он не дает дочери на карманные расходы, он искренне удивился – зачем маленькой девочке деньги. Но получалось, что эта школьница, съев пирожок, уже ничего не могла себе позволить. А другие дети покупали не только еду, но и тратили деньги на развлечения, коллекционировали значки или марки.
Школьница им завидовала и чувствовала себя ущемленной. Вот и стала воровать
у них ручки, жвачки и другую мелочь. Причем не оставляла это себе, а могла тут же кому-то передарить. В конце концов ее папа все понял и вместо 100 тенге стал давать 200. Кражи сразу прекратились. А лет через 6 у меня эта девочка появилась снова. Ей было уже 14 лет и она взяла 2000 тенге из сумки мамы. Как выяснилось, ее папа как тогда решил давать ей 200 тенге, так и не повышал этой суммы. Но при этом он не учел, что дочь уже не второклассница и ее потребности растут. Да и цены на все с тех пор изменились. В общем, папе снова пришлось объяснять, что ребенок взрослеет и сумму карманных денег надо увеличить.
Вспомнила Анна Кудиярова и другой показательный случай.
Дети, бегающие по лужам, и здоровее, и более творческие — психолог
-У меня на приеме была довольно зажиточная семья, где мальчик крал деньги из дома, – рассказывает психолог. – Как оказалось, они соблюдали особую диету, считая многие продукты вредными для здоровья. Хотя дети учились в дорогой частной школе, их мама не разрешала им там питаться и давала свою еду. А мальчик комплексовал из-за этого.
Он хотел есть то, что его одноклассники едят в столовой или буфете. Но купить этого не мог,
потому что мама считала, что все это вредно, и никаких денег ему не давала. И чтобы не питаться все время сверхдиетической пищей, он решил воровать деньги из дома и покупать на них обычную еду. Мне с большим трудом удалось убедить его маму, что ребенку не будет вреда от школьной пищи, потому что там есть санитарно-гигиеническая служба, которая тщательно все проверяет. В итоге мы «выторговали» у мамы определенную сумму денег на карманные расходы, и кражи прекратились.
При этом, по словам моей собеседницы, выделяя ребенку личные деньги, следует соблюдать меру. Ведь некоторые родители попросту откупаются от сына или дочери деньгами, тогда как им гораздо важнее родительское внимание. А когда духовные потребности ребенка «отбрасываются», на первый план выходят материальные потребности. И конца им уже не будет. Кроме того, ребенок, лишенный родительского внимания или воспитывающийся в излишней строгости,
начинает проявлять бессознательную агрессию, наказывая отца или мать деньгами
Сначала он начинает воровать их из дома, а став постарше — проигрывать в казино. В конечном итоге его долги вынуждены оплачивать родители. Как показывает практика, когда профессиональный психолог начинает разбираться в подобных случаях, то всегда находится причина такого поведения. Как правило, скрыта она в недостатках родительского воспитания.
Конечно, все вышесказанное многое объясняет. Но как быть, если ребенок перешел черту, и это уже не любимое чадо, а наркоман или патологический геймер, «высасывающий» все денежные ресурсы семьи. Можно ли привлечь его к ответственности за кражу?
Отработку «Подросток» начала полиция Алматы
— У родителей есть обязанность содержать и воспитывать ребенка, но никаких прав на их имущество у него нет, – объясняет известный казахстанский юрист Сергей Уткин. – Поэтому
если ребенок что-то украл из дома, то он, как и любой вор, подлежит уголовному наказанию
Другое дело, что уголовная ответственность за кражу наступает с 16 лет (в отдельных случаях с 14 лет). Но можно принять другие предусмотренные законом меры. И отказ следователя возбуждать уголовное дело на том основании, что это взаимоотношения в семье, неправомерен. Конечно, это ненормально с точки зрения морали. Но если родитель дошел до такой крайности, на это нужно смотреть уже с точки зрения права.
При этом и родители, и полицейские должны тщательно разобраться во всех обстоятельствах. И прежде чем перейти к радикальным мерам, попытаться решить дело менее жесткими способами.
— Наша служба не карательный орган, мы не ставим перед собой задачу привлечь подростка к уголовной ответственности и испортить ему судьбу, – говорит Лейла Алипбаева. – В первую очередь
мы должны исправить ребенка, выяснить причину его поведения
Как правило, дети понимают, что натворили, и раскаиваются. Но если подросток совершает преступления систематически и родители говорят, что ничего не могут с этим поделать, его можно привлечь к уголовной ответственности за кражу. А если ему еще не исполнилось 16 лет, существует специальная организация для детей с девиантным поведением, или проще говоря, спецшкола для трудных подростков. А если он болен клептоманией, его надо лечить с помощью соответствующих специалистов.