В Эстонии набирает обороты скандал вокруг привлечения к административной ответственности известной гражданской активистки.
Звучат мнения, что инцидент — очередное доказательство преследования инакомыслящих в стране. Есть и мнение, что здесь никакой политической подоплеки нет, отмечает Sputnik Эстония.
Элина Есакова хорошо известна среди гражданских активистов русской Эстонии. Она – один из организаторов единственного в странах Евросоюза сбора и отправки гуманитарных грузов в Донбасс (из Таллина через Россию отправлено 15 автофургонов), одна из учредителей НКО «Российские соотечественники Европы», проводящих в стране благотворительные мероприятия (последнее – Концерт памяти в Таллине, посвященный дате начала Великой Отечественной войны, состоялся 22 июня).
Как георгиевская ленточка и «Бессмертный полк» разделили Узбекистан
Элина со своим мужем и тоже гражданским активистом Алексеем Есаковым принимала участие в организации и проведении акции «Бессмертный полк» в Таллине 2016 и 2017 годов, антивоенного Марша мира в сентябре 2016 года в столице Эстонии и в других акциях.
По ее словам, все это время официальные власти Эстонии не оставляли попыток заставить ее и супруга прекратить деятельность
Давление осуществлялось как через слежку и прослушивание, так и через попытки материально наказать гражданских активистов, используя как повод любой удобный случай.
Элина Есакова сообщила Sputnik Эстония, что 4 июля была вызвана в Пыхьяскую префектуру полиции в Таллине по протоколу, составленному старшим инспектором Марикой Казак. Суть возбужденного дела об административном наказании Есакова описала так.
24 апреля нынешнего года супруги Есаковы возвращались из России после успешных переговоров о сотрудничестве организаций «Бессмертный полк в Таллине» и общероссийского движения «Бессмертный полк». При проверке документов на эстонской границе они оказались единственными из всего пассажирского автобуса, кого отправили на дополнительный таможенный досмотр.
В ходе досмотра у Элины Есаковой из багажа изъяли десять шоколадок с символикой Дня Победы 9 мая,
мини-рулон с георгиевскими ленточками (его предполагалось раздавать на массовых акциях 9 мая) и мини-рулоны с символикой российского флага. У Алексея Есакова была изъята книга Российского военно-исторического общества c дарственной надписью, журнал, значки с тематикой Дня Победы и несколько флагов российской акции «Бессмертный полк».
Элина Есакова сфотографировала изъятые таможенниками вещи и спустя полчаса после возвращения в автобус разместила вот эту фотографию у себя на личной странице в Facebook той же ночью 24 апреля:
Под статьей она написала, описывая действия таможенников:
«Вели себя грубо. Чек об оплате ленты не приняли как документ. Указать статью закона, где бы было бы указано, на основании чего именно этот груз им показался запрещенным к ввозу, не смогли. Это ж насколько они боятся нас, что отбирают даже ленточки и шоколадки, на которых нарисован солдат!!!»
Против нее возбуждено дело об административном нарушении Закона о границе, в частности, за незаконное фотографирование на территории погранично-таможенного пункта в Нарве. Публикация фотографии на личной странице в Facebook послужила основой для возбуждения дела по отношению к гражданской активистке.
Элина Есакова удивлена объявленной первопричиной своего возможного наказания – публикацией на личной странице в социальных сетях. Она сообщила Sputnik Эстония, что ни один из присутствовавших при досмотре сотрудников ее не остановил и не напомнил о действующем запрете, хотя, например, ее супругу в другой досмотровой комнате такой запрет был дан и он свои изъятые вещи не сфотографировал.
«Я сегодня, 4 июля, продемонстрировала следователю, как я делала фотографию. У меня довольно сложный аппарат, он в чехле, плюс когда фотографируешь, издается специфический звук. Никто из сотрудников никакого замечания мне не сделал», —
говорит она.
При этом, по ее утверждению, в данном протоколе зафиксировано большое количество нестыковок со стороны проверяющей стороны, которые делают всю ситуацию с наказанием за фотографию абсурдной:
«Представитель пограничной службы откровенно лжет, утверждая, что говорил с самого начала, что фотовидеосъемка запрещена. При этом нам при досмотре прямо говорилось, что они не собираются отвечать на вопросы, «потому что это провокация». Оказывается, мы с супругом их провоцировали своими вопросами».
Главный же вопрос к представителям властей, по словам Есаковой, заключается в том, на основании чего и какого закона Эстонcкой Республики сотрудники полиции и таможенной службы отслеживают частную страничку в Facebook:
«Получается, что 24 апреля я пересекала границу, а уже 25 апреля против меня было возбуждено дело. То есть
некий человек целенаправленно отслеживает мою страницу
и если находит что-то удобное для инициирования дела, как нарушение закона, сразу же это производит, что называется, не отходя от кассы».
Элина Есакова сообщила, что в том же протоколе был обозначен «наблюдатель» за ее страницей – им оказался сотрудник Нарвской таможни Эно Нийнеп, который присутствовал при досмотре.
По словам эстонского юриста и правозащитника Сергея Середенко, который выступает в качестве защитника Элины Есаковой, формальный повод для возбуждения дела есть, но надо внимательно изучать обвинения и суть вопроса.
Пока он не готов комментировать суть дела, но убежден, что «оно высосано из пальца и его следует рассматривать в рамках преследования правозащитников и гражданских активистов Эстонии – это очевидно». Он прогнозирует, что дело в итоге будет закрыто, так как
«таллинским пограничникам некогда заниматься нарвскими фантазиями»
Элина Есакова тоже верит, что «абсурдность повода к ее наказанию станет очевидной» при внимательном изучении материалов дела, но признается, что «разбирательства» отнимают у активистов много сил и времени, не говоря уже о материальных потерях. Возможно, в этом и заключается главная цель таких «дел», предполагает она.
«Я оцениваю это однозначно как давление на инакомыслящих:
мы, гражданские активисты и антифашисты, обложены штрафами, наши странички в соцсетях отслеживаются, за личной машиной была организована слежка –
да так, что в течение месяца нам с супругом было выписано восемь штрафов», —
говорит она.
Есакова напомнила, что такими же штрафами в 2016 году пытались давить на других организаторов акции «Бессмертный полк», пришлось обращаться в суд, чтобы в итоге аннулировать претензии полиции. А накануне Дня Победы ей пришла повестка приехать в Нарву именно 9 мая для дачи показаний. Пришлось обращаться к помощи защитника Середенко, чтобы тот смог добиться перенесения рассмотрения вопроса по месту жительства Есаковой. В итоге акция «Бессмертный полк» в Таллине состоялась.
Полемика вокруг «Бессмертного полка» нацелена на перспективу — эксперт
И таких примеров давления на гражданских активистов и антифашистов со стороны властей Эстонии наберутся десятки, свидетельствует она.
Sputnik Эстония 4 июля обратился с официальным запросом как в пресс-службу Департамента полиции и погранохраны Эстонии, так и непосредственно к старшему инспектору Марике Казак со следующими вопросами:
— Верна ли информация, что административное дело заведено по факту публикации фотографии на личной странице Элины Есаковой в Facebook?
— Верно ли, что дело заведено уже на следующий день после публикации в Facebook?
— Отслеживает ли Департамент полиции и погранохраны личные аккаунты в Facebook лиц, которые были задержаны при пересечении границы?
— Входит ли в рабочие обязанности сотрудника Нарвской таможни Эно Нийнепа, который присутствовал при досмотре Элины Есаковой и затем сообщил о ее публикации в Facebook, отслеживать личные аккаунты в Facebook задержанных им на границе лиц и сообщать об их содержании департаменту?
— Сколько подобных дело по факту публикации в Facebook возбуждено вашим учреждением за последнее время?
Издание продолжит следить за ходом одного из самых необычных дел в истории Эстонской Республики.