Казахстанцы до сих пор отождествляют себя с советской и дореволюционной эпохами. Этническая принадлежность нам ближе государственной. А профессиональная идентификация так и не стала для нас основной.
Обвал советской системы, в которой прошла большая часть жизни старшего и среднего поколений казахстанцев, оставил глубокий отпечаток в их самоопределении, считает социолог Есет Есенгараев.
— Мы считали себя советскими людьми, у нас был набор социальных характеристик. Была своя культура, которая формировала наши смыслы и ценности. И в результате краха советской системы они были девальвированы и перестали служить для нас ориентирами. Усугубило ситуацию и то, что в СССР не было современной социокультурной теории. Она до сих пор у нас отсутствует. Хотя именно она способна выявить эту проблему и сформировать альтернативные модели идентичности для людей, применительно к новым условиям. И это необходимо, чтобы развиваться! — отмечает социолог.
По его словам, тенденции времени повлияли и на идентичность американцев, однако не так глобально, как на людей постсоветского пространства.
— В традиционном обществе у людей есть так называемая предписанная идентичность. То есть при рождении человек получает определенный набор характеристик, которым должен соответствовать. Они позволяют ему встраивать себя в общество, формировать и находить ответы на вопросы «Кто я?», «Кто мы?». В таком обществе как правило человек в каком статусе рождается, в таком и покидает этот мир. Но современный мир стал более динамичным — в тех же Штатах наступает такой период, когда устаревшие модели поведения и самоопределение человека оказываются под вопросом.
Если раньше ядром американского общества были англосаксы — белая раса, сегодня в Америке возросло число латино- и афроамериканцев
А в некоторых штатах испанский язык уже стал преобладающим. Многие граждане даже не владеют английским, и это становится нормой. Англосаксонские стандарты уже не являются для многих ориентиром. Та американская идентичность, которая была выстроена со времен основания государства, сейчас под вопросом, — утверждает социолог
Однако в отличии от Казахстана, в США есть множество центров, которые регулярно генерируют альтернативные смыслы и модели идентичности для людей.
— У нас, как и на всем постсоветском пространстве, таковых нет. Присутствует только достаточно поверхностная публицистика, которая не несет в себе научной и философской основы.
Современная казахстанская литература у нас тоже отсутствует — есть только ее отдельные фрагменты
У нас так и не сформировался институт литературы, включающий массу писателей, пишущих на современном языке на современные темы, нет критики и соответствующей аудитории. А именно литература всегда была важнейшим институтом по формированию образцов, позволяющих им выстраивать свою идентичность, — говорит Есенгараев.
https://365info.kz/2017/07/hidzhab-ne-menyaet-harakter-kulturu-dolzhny-privivat-imamy-eksperty/
Такое положение вещей, по мнению социолога, усилило религиозные искания в казахстанском обществе.
— В ситуации, когда современная литература отсутствует, современная наука находится на стадии формирования, а предлагаемые государственными СМИ модели самоопределения не очень вдохновляют,
казахстанцы находят решение проблем в упрощенных религиозных системах. Это им дает ответы на вопросы об обществе
и осознание того, кем они являются в этом мире. Уходу в религию способствует и низкий уровень образования людей — упрощенные религиозные модели более легко приживаются в их сознании. Таким образом на свой запрос малообразованный человек находит подходящее предложение и достигает психологического комфорта. Однако развитию такая модель совсем не способствует, — подчеркивает социолог.
Есет Есенгараев отмечает, что люди во многих развитых странах сегодня отождествляют себя с государством, считая себя неотъемлемой частью одного целого. Такая модель характерна для США и стран Европы.
— Люди в основной массе идентифицируют себя с государством, хотя и там происходит усиление этнического сепаратизма в последние годы.
В постсоветском пространстве люди так и не научились отождествлять себя с государством,
невзирая на то, что государство последние 70-80 лет проделывало колоссальную работу в этому направлении, — говорит он.
https://365info.kz/2017/07/kuda-idet-kazahstanskaya-natsiya-ili-kem-sebya-schitayut-kazahstantsy/
По словам социолога, для казахстанцев вместо гражданской идентичности основу их самоопределения сегодня составляет этническая принадлежность.
— Этническая принадлежность по эмоциональной значимости намного обошла государство. Но
чтобы быть прочным, государство должно добиться, чтобы люди отождествляли себя с ним, считая себя казахстанцами, а не казахами, русскими, украинцами или уйгурами
Иначе оно неизбежно теряет свою легитимность, а вслед за этим и эффективность. Ведь прочность государства определяется приверженностью его граждан. И чтобы ее привить, в работу должна быть включена не только власть но и
формируя у граждан государственное мышление и сознание. Но не как людей, которые должны подчиняться государству, а как людей, которые являются гражданами, ответственными за свое государство, — считает социолог.
По наблюдениям Есенгараева, среди казахстанцев популярностью сегодня пользуются советская и досоветская модели самоидентификации.
— В России сейчас проводится активная популяризация дореволюционного прошлого — якобы до революции было все хорошо, а 1917 год все испортил. Но русские в Казахстане больше ностальгируют по советскому периоду. И это неслучайно — страна в этот период достигла наивысшего развития, став второй державой мира. Так что многие до сих пор испытывают гордость по этому поводу, всячески цепляясь за это чувство. А
учитывая, что сейчас Россия не занимает такого лидирующего положения в мире — это повод «причитать», как тогда все было хорошо и как все плохо сейчас
Все это сопровождается необоснованной обидой на Запад. Но от этих «причитаний» обществу надо избавляться — жизнь наша от этого не улучшится, — подчеркивает эксперт.
Социолог отмечает, что в то же время для некоторых казахов именно дореволюционная модель становится основой их идентичности.
— В советский период, наряду с огромными достижениями, система имела и «перегибы». Это
— отмечает он.
В связи с этим, по его словам,
отдельные казахи начали искать свою аутентичность, «неиспорченную» основу в дореволюционном прошлом
Наряду с этим, по наблюдениям Есенгараева, многие казахи не считают советский период какой-то «потерей», а хоть и трудным, но шагом вперед.
— Сейчас если мы на что-то опираемся для дальнейшего развития, то не можем отказаться от советского опыта — в этот период было много достигнуто. Хотя лично я не одобряю идеализацию советского прошлого, — говорит социолог. По его мнению, мы должны создать объективную картину прошлого и прежде всего нашей советской истории.
Тунеядство и амбиции — новые тренды казахстанских безработных
По словам Есета Есенгараева, в современном мире «несущей конструкцией» идентичности человека является его профессия. Однако в Казахстане такая модель не стала основополагающей.
— Еще в Советском Союзе, несмотря на все усилия поднять значимость труда и профессии, не удалось добиться, чтобы профессиональная идентичность стала базовой.
Вот где мы проиграли Западу! Потому что если работа не является для человека основой его идентичности, а для некоторых становится лишь способом заработка, ни о каком современном развитии не может идти речи
Невозможно развиваться и стать современной страной без трансформации нашей идентичности: без того, чтобы профессия в ней встала во главу угла. Наши люди больше идентифицируют себя как людей, ориентированных прежде всего на дружбу и родственные отношения. И даже будучи на работе, они мало разговаривают о ней, предпочитая вести беседы о бытовых вещах или личных отношениях.
У казахстанцев не хватает рабочей мотивации, чего нельзя сказать о празднествах — всевозможных тоях и других формах веселья. Здесь у нас мотивации хоть отбавляй!
— подмечает он.
https://365info.kz/2017/06/na-neftyanoj-igle-v-kazahstane-proizoshla-degradatsiya-obshhestvennyh-tsennostej-sotsiolog/
При этом социолог убежден, что боязнь глобализации, характерная для большинства казахстанцев, является необоснованной. Считается, что в связи с глобализацией происходит «озападнивание» и потеря национальной идентичности. Но Есенгараев убежден, что западная культура не станет основой мировосприятия казахстанцев.
— Смотря американские фильмы, надевая джинсы и распивая колу, американцем не станешь
Американцами становятся благодаря американскому образу жизни. А это не только атрибутика — это еще американский труд и американское образование.
Я бы радовался, если бы мы стали похожими на них по трудовой мотивации и уровню образования!
Но глобализация не затрагивает нас на уровне идентичности, логики, поведенческой предрасположенности. Наши люди вместо того чтобы менять мир через изменение себя, продолжают больше заниматься борьбой с прошлым и с наступлением нового будущего. Поэтому в нашей идентичности преобладают больше мотивы прошлого, чем будущего, — заключает социолог.