Эксперт усмотрел популизм в социально-ориентированных инициативах кыргызского парламента: ведь они предполагают рост расходов и без того дефицитного госбюджета.
30 июня кыргызстанский парламент ушёл на летние каникулы. Подводя итоги второй сессии Жогорку Кенеша шестого созыва, кыргызстанский экономист Нургуль Акимова констатирует, что и депутаты от правящей коалиции, и представители оппозиционных сил стараются произвести максимальное впечатление на избирателей, нередко прибегая к популистским приемам. В интервью пресс-клубу «Содружество» эксперт проанализировала деятельность парламента за прошедший рабочий год.
— Нургуль Мамасадыковна, минувший политический сезон запомнился скандальными законопроектами и весьма спорными инициативами народных избранников. Как бы вы оценили качество работы народных избранников? Насколько жизнеспособны принятые законопроекты?
— Мне кажется,
парламент сегодня в большей степени легализует инициативы других ветвей власти, нежели партийные намерения и программы фракций
Думаю, это связано с тем, что реформы зачастую предполагают разработку и внесение изменений в существующие законы, и принятие новых законодательных актов сложно продвигать. Ведь на каждом процедурном этапе требуется поиск консенсуса и политическая лояльность законодателей к рассматриваемому вопросу.
Далеко не все принятые законодательные инициативы идеальны. Наблюдая за движением законопроектов, можно заметить, что в некоторые акты вносят изменения еще до того, как они вступают в законную силу. Это, безусловно, не лучшим образом характеризует компетентность парламентариев и степень глубины проводимой специалистами экспертизы.
— Какие из принятых в 2016-2017 гг. законов вы бы назвали самыми важными?
— Мне хотелось бы обратить внимание на законы, включающие в себя структурные изменения в экономике. В минувшем политическом сезоне были озвучены ряд инициатив, связанных с расширением выплат социальных трансфертов. Например, поправки в закон «О государственных пособиях в Кыргызской Республике».
Странно, что эти инициативы депутаты не продвигали раньше, в те годы, когда было значительно меньше проблем с дефицитом бюджета.
Так или иначе, из года в год
обязательства бюджета растут несоразмерно поступающим доходам
К примеру, в 2017 году был внесены изменения в законе «О пенсионном обеспечении военнослужащих». Бюджет Кыргызстана и так социально ориентирован: более половины расходов тратятся на нужды социального сектора. Было бы целесообразнее проанализировать адресность и начать оптимизацию расходной части.
Такого рода законодательные инициативы неизбежно наталкивают на мысль о том, что ведется работа популистского толка, вероятно, это связано с предстоящими президентскими выборами.
https://365info.kz/2017/05/metod-navalnogo-v-kazahstane-ne-srabotaet-ekspert/
— Помимо этого, кыргызстанский парламент ратифицировал ряд соглашений о получении грантов и принял законы, регулирующие налоговую и тарифную политику. Будет ли полезный «выхлоп» от этих документов?
— Действительно, ряд законов был принят парламентом в рамках процедуры ратификации соглашений по грантам и кредитным обязательствам, основной поток которых направлен на поддержку электроэнергетического сектора и финансирование строительства дорог. Кроме того, ратифицированы соглашения по займам, предназначающимся на поддержку строительства сельскохозяйственной инфраструктуры и реабилитации системы ЖКХ.
Также внесены изменения в Закон «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию». Думаю, это очередная попытка реформировать систему социального страхования. Пока что в закон систематически вносятся изменения, поскольку порядок расчета выплат и отчислений в фонд не всегда справедлив, а управление накопленными средствами социального фонда не совсем эффективно.
В целом действующий порядок многих не устраивает. Бесконечно много вносится редакционных правок в Налоговый кодекс образца 2008 года. Сам факт столь частого изменения норм налогового законодательства может быть предвестником изменений подхода в государственной политике в отношении налогоплательщиков. Однако для тех, кто сдает налоговую отчетность, это создает неудобства, ведь им нужно все время следить за движением законов либо нанимать консультанта.
Если действующий Налоговый кодекс не устраивает государство, нужно принять совершенно новый документ и внести в него концептуально «революционные» нормы. В противном случае не следует постоянно «перекраивать» текущие правила налогообложения.
Важно отметить, что во время минувшей парламентской работы Жогорку Кенеш принял ряд поправок в законодательство, призванных облегчить работу Российско-Кыргызского фонда развития (РКФР) в рамках национального законодательства. Ранее деятельность РКФР полностью регламентировалась нормами международного частного права, выведенного в «преференциальный режим».
Отмечу также, что в нынешнем году начал действовать Бюджетный кодекс, принятый парламентом впервые в истории страны. Кодекс включает в себя процедуры программного бюджетирования. По задумке, новые принципы должны обеспечить предсказуемость и программный стиль планирования расходов.
Наконец, ряд принятых документов имеют цель гармонизации национального законодательства к нормами договора о ЕАЭС. В основном процесс координации и поиска консенсуса обеспечивали соответствующие структуры ЕЭК.
Развлекай и властвуй! Срастутся ли политика и шоу-бизнес в Казахстане?
— Какие законодательные новшества в финансовой сфере вы могли бы отметить?
— Что касается финансовой сферы, в прошедшем политическом сезоне парламент принял закон, устанавливающий монополию на лотерейную деятельность. Само понятие легальной организации лотерейной деятельности сужено и унифицировано. Уделено внимание развитию рынка ипотечного кредитования.
Однако в этой сфере есть ряд методологических проблем. Пока некоторые инструменты еще не работали на практике. Думаю, парламентарии во избежания реализации институциональных рисков обязательно внесут в них изменения.
Также принят Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», который предусматривает консолидацию банковских законов в единый нормативный правовой акт и объединяет в себе следующие ключевые законы, регулирующие банковскую деятельность: «О Национальном банке Кыргызской Республики»; «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике»; «Об операциях в иностранной валюте»; «О банковской тайне»; «О консервации, ликвидации и банкротстве банков».
Этот закон продвигали более трех лет, при этом ряд коллизионных норм в нем был принят впервые. В целом новая редакция имеет абсолютное преимущество перед старой. Однако все эти усилия сводятся к нулю, если учесть, что в Национальном банке КР отсутствует институт совета директоров.
В целом, работа Жогорку Кенеша шестого созыва достаточно динамична. В среднем в течение года парламент рассматривает более 600 законопроектов. Сложно сказать, кем обеспечивается эта динамика. Полагаю,
либо избиратели требуют от депутатов перемен, либо частая смена Кабинета министров вынуждает менять существующие правила