Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) Аскар Шакиров обратился к генпрокурору РК Жакипу Асанову с инициативами, посвященными решению проблем с взысканием алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
Как пояснили в гепрокуратуре, в своем обращении Аскар Шакиров признает важность принимаемых в республике мер по развитию национальной модели поддержки материнства и детства. Напомним, в целях стимулирования рождаемости, улучшения условий для материнства с 1 июля 2017 года в Казахстане увеличены на 20% размеры единовременного пособия на рождение ребенка.
Омбудсмен подчеркнул важность генеральной прокуратуры РК в реализации совместно с другими госорганами масштабного проекта «Алименты. 30 шагов против неуплаты».
Однако
поступающие в национальное правозащитное учреждение обращения от граждан указывают на существование устойчивой тенденции неисполнения судебных актов о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
Такая ситуация требует незамедлительных действий, в том числе надзорного характера.
По мнению Шакирова, эта проблема обусловлена прежде всего несоблюдением судебными исполнителями сроков исполнения документов, а также частой утерей документов, непринятием к должникам исчерпывающих законодательных мер принудительного взыскания, волокитой при рассмотрении правоохранительными органами уголовных дел по фактам злостного уклонения должников от выплаты алиментов. Имеются случаи систематической неуплаты алиментов с 2000 года по сегодняшний день, однако существующая система не позволяет решить этот вопрос положительно.
В большинстве случаев заявители, по причине халатности государственных служащих, лишены возможности взыскать сумму задолженности за весь период установления алиментных обязательств. Так,
с момента возбуждения восстановленного исполнительного производства на основании дубликата судебного приказа, в соответствии с Кодексом РК «О браке и семье», взыскание алиментов осуществляется только в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего его предъявлению.
Для устранения этой коллизии омбудсмен предлагает изменить эту статью Кодекса, в частности, установить срок взыскания алиментов на основании исполнительного документа за весь период с момента определения судом обязанности должника по выплате алиментов.
В целях повышения ответственности судебных исполнителей и исключения неоднозначных спорных ситуаций между сторонами исполнительного производства в обращении предлагается рассмотреть следующие конкретные меры:
— в Гражданском процессуальном кодексе определить направление судебного приказа судьей непосредственно в соответствующий орган юстиции по месту жительства должника, занимающийся взысканием задолженностей, а не самому взыскателю, как это предусмотрено в действующем законодательстве;
— в Законе РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» предусмотреть возврат исполнительного документа по алиментным производствам не взыскателю, а суду, вынесшему судебный акт.
Омбудсмен также обращает внимание на правоприменительную практику рассмотрения в судах дел, касающихся взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей.В настоящее время в соответствии с Гражданским процессуальным законодательством такие дела рассматриваются в судах общей юрисдикции в порядке приказного производства. По мнению национального правозащитного учреждения,
алиментные дела отличаются своей специфичностью, затрагивая права несовершеннолетнего, и требуют особого подхода при их рассмотрении.
Здесь, предложено рассмотреть возможность отнесения всех гражданских дел, касающихся этих вопросов, к подсудности ювенальных судов, специализирующихся именно на вопросах семьи и детства.
Другой, не менее важной проблемой, которую затронул омбудсмен, является недостаточно проводимая работа в рамках досудебного расследования в отношении должников.
Одной из основных причин прекращения уголовных дел в отношении злостных неплательщиков алиментов остается отсутствие у должника реальной возможности исполнить судебный акт,
и этот факт, согласно нормативному постановлению Верховного суда «Об ответственности за неисполнение судебных актов», исключает возможность привлечения лица к уголовной ответственности.
Омбудсмен обращает внимание на то, что с одной стороны, уголовным законодательством установлена ответственность за неуплату алиментов, с другой стороны, вышеназванное нормативное постановление Верховного Суда фактически предусматривает освобождение должника от такой ответственности.
В то же время, опираясь на правоприменительную практику, омбудсмен выразил мнение, что
привлечение к уголовной ответственности в виде ограничения или лишения свободы должника за злостное уклонение от уплаты алиментов не в полной мере решает проблему взыскания алиментов.
В этой связи, в целях обеспечения трудозанятости должника, его материального стимулирования в выполнении алиментных обязательств предложено предусмотреть в качестве одного из видов наказания привлечение должника к оплачиваемым общественным работам. С тем, чтобы заработанные деньги он передавал на содержание детей.
В обращении также отмечена значимость пропаганды в обществе семейных ценностей, правовых знаний, международных стандартов в этой сфере в целях повышения уровня правосознания, ответственности родителей; проведения на постоянной основе обучающих мероприятий для судебных исполнителей, сотрудников правоохранительных органов; расширения практики использования института медиации в области алиментных споров, разъяснительной работы по процедуре медиации, подготовке профессиональных медиаторов в этой сфере.