Конфликты с охраной в магазинах становятся нормой. Собственники торговых заведений выдумывают свои правила, нанимают людей — и зачастую переступают закон. Они заставляют оставлять сумки в ящиках со сломанными замками, обыскивают посетителей, угрожают и даже занимаются рукоприкладством. На что имеют право охранники магазинов, как правильно себя вести в конфликтной ситуации, рассказал известный казахстанский юрист Сергей Уткин.
Этот вопрос прямо не урегулирован в законодательстве. По сути, деятельность магазина – это предложение заключения договора о купле-продаже. И он может вводить какие-то сопутствующие условия. Например, что покупатель может войти в торговый зал, оставив сумку на входе. Если клиент не согласен с такими условиями договора, магазин вправе отказать в продаже товара.
Охранник магазина украл парфюма на 2 млн тенге
Другое дело, если посетителя дискриминируют. То есть всех пропускают с сумками, а именно от него требуют их оставить. Тогда это уже конкретный факт нарушения законодательства, так как дискриминация по любому признаку у нас запрещена законом. Но
чтобы привлечь администрацию магазина к ответственности, нужно все зафиксировать на видео, обеспечив доказательства в суде
Конечно, в нормальных магазинах ящики должны запираться на замок. Если же он сломан, покупатель должен сам решать, стоит ли рисковать своими вещами или отправиться за покупками в другое место.
Если вы все же решили оставить свои вещи в ящике со сломанным замком, а у вас что-то пропало, вы можете предъявить магазину претензию о взыскании причиненного ущерба. Но для этого
нужно будет доказать в суде, что кража произошла именно по вине работника магазина, вынудившего вас оставить сумку
Администрация магазина наверняка будет все отрицать, вплоть до того, что этого человека у них вообще в магазине не было и никаких вещей он не оставлял.
Пьяный охранник устроил истерику на экспертизе
Поэтому вам все это придется доказывать. То есть помимо собственных показаний у вас должны быть свидетели, а еще лучше видеозапись. Как только вы вступили в конфликт или спор с охранником (да и любым другим человеком), сразу включите на телефоне видеозапись и лишь после этого продолжайте разговор. При этом не лишним будет зафиксировать на видео и оставленные вещи.
Полномочий на принудительный обыск клиента у представителя любой частной охранной фирмы нет. Требовать от посетителя, чтобы он прошел в отдельную комнату для досмотра, он тоже не может.
Уволены охранники, подравшиеся с журналистами на концерте Димаша
Существует Закон «Об охранной деятельности», и поскольку охранник является частным лицом, а не представителем государственной власти, соответственно у него таких полномочий нет. Единственное, что он может делать – это вежливо просить, как любой обычный гражданин другого гражданина. Если посетитель согласился с просьбой и сам показал сумку, никаких проблем не будет,
если же человек не хочет следовать его просьбе, охранник не должен его принуждать
Он может лишь сообщить в правоохранительные органы о том, что как ему кажется, произошла кража. Причем не утверждать, что этот человек вор, а лишь высказать свои подозрения.
По закону, удерживать вас силой охранник не может. Но здесь есть один нюанс. В Уголовном и Административном Кодексах имеется статья, подразумевающая «крайнюю необходимость». Согласно ей, любому гражданскому человеку разрешается совершать какие-то как бы насильственные, противоправные действия по отношению к подозреваемому лицу, поскольку они оправданы данной ситуацией.
Сенатора возмутил камуфляж на охранниках и дворниках
То есть любой гражданин может задержать потенциального преступника, если его действия представляют опасность для других граждан и их имущества. И хотя задержание – это незаконное лишение свободы (за которое предусмотрена уголовная ответственность), в данной ситуации закон это разрешает. То же позволено охраннику. Если он видит, что человек что-то украл, но отказывается показать сумку и пытается скрыться, то может вызвать полицию и как любой другой посетитель магазина задержать подозреваемого и удерживать до ее приезда. Но
это допустимо только в тех случаях, когда на просьбы человек не реагирует, проявляет агрессию и совершает другие противоправные действия
Но и в этом случае охранник не должен допускать никакого самостоятельного разбирательства, обыска и уж тем более применять насилие.
Если секьюрити нагло лезет в карманы и сумки посетителя, это уже можно рассматривать как противоправное действие, за которое следует наказание. Но опять же, нужны неоспоримые доказательства.
В Алматы охранники спецЦОНа бьют девушку
Охранники далеко не глупы и будут проводить незаконный обыск лишь в помещении, которое не оборудовано видеокамерами. Как правило, для этого посетителя отводят в отдельную комнату, даже бывали случаи, когда их там не только обыскивали, но и били. Поэтому если вас просят пройти куда-либо для досмотра, не подчиняйтесь и сразу вызывайте полицию. Если же к вам все же применили рукоприкладство,
следует незамедлительно обратиться в правоохранительные органы, провести экспертизу и зафиксировать следы побоев
И опять же, старайтесь фиксировать все на видео. Если не можете сделать это самостоятельно, привлеките других посетителей магазина и попросите их скинуть вам видеозапись. Это обеспечит вас доказательствами в суде. А ведь даже за оскорбление, не говоря уж о побоях, предусмотрена уголовная ответственность.
В общем, в случае конфликтной ситуации прежде всего постарайтесь обеспечить видеозапись. И чем больше будет видео, тем лучше. Поэтому просите помочь в этом других посетителей магазина. При этом не поддавайтесь на провокации и ведите себя вежливо и корректно.
Суд освободил павлодарских охранников, избивших посетителей кафе
Если же дело не дошло до кризисной ситуации, лучше выполнить просьбу охранника и добровольно показать сумочку или карманы. Ведь разрешение конфликта займет немало времени и нервов. Да и в охраннике не всегда нужно видеть преступника. Он выполняет свою работу и его накажут, если в магазине что-то украдут. Тем более, что секьюрити вполне
может высказать подозрение, если посетитель, к примеру, ощупывает свои карманы или открыл перед прилавком сумочку
Даже если клиент магазина посчитает себя оскорбленным, а охранник на суде покажет видеозапись, где клиент что-то искал в своей сумочке, судья скорее всего признает охранника невиновным. Поэтому в любой ситуации нужно действовать разумно и не «накалять» ее без нужды.