Куда отдать ребенка — в русскую или казахскую школу? Эта дилемма родителей перерастает в проблему, которую обсуждает все общество: чем казахские школы отличаются от русских и что это сулит ребенку?
Плюсы обучения в русской школе многим кажутся очевидными. Главный среди них – высокое качество обучения базовым предметам. Да, к сожалению, приходится признать: в русскоязычной школе у нас математике, физике, химии, той же истории, географии и многим другим дисциплинам обучают качественнее. Выпускник русскоязычной школы действительно имеет больше шансов поступить, к примеру, в какой-нибудь российский вуз. Но… но есть и другая сторона медали.
Свои преимущества есть и у казахскоязычного класса. Главное из них – это то, что ваш ребёнок, окончив казахскую школу, будет самым настоящим билингвалом, а не формальным, не «чуть-чуть».
Он будет знать казахский, мыслить на нём, говорить, писать и стопроцентно понимать его
Это в современном Казахстане даёт преимущество по многим направлениям, а если сказать прямо, без обиняков, – это даёт молодому человеку абсолютное карьерное преимущество. Если, конечно, он собирается связать свою жизнь с Родиной, а не с другой страной, если не планирует «свалить» в какие-нибудь комфортабельные заграницы.
Надо признать: современная казахская школа воспитывает детей лучше, чем учит точным предметам. Она ориентирована на «тәрбие», имеет такой яркий воспитательный уклон. Заметно, что
дети из казахских школ всегда ведут себя более сдержанно, вежливо, они уважительнее относятся к старшим,
они всегда более скромны по сравнению с более развязными и «безбашенными» учениками русской школы. Нет, это не потому, что русская школа такая «либеральная». Это потому, что казахская школа изначально больше внимания уделяет народным традициям уважения к старшим, сохранения достоинства и сдержанности.
И это второе важнейшее преимущество казахской школы. Если я этнический казах, то я исхожу из того, что эта школа воспитывает в моих детях носителей казахской культуры, носителей исконной системы ценностей и моделей поведения моего народа. То есть, на выходе, по окончании 11 класса, в их лице мы увидим людей, образно говоря, не безродных манкуртов, оторвавшихся от родных ментальных корней, а обладателей нашего национального ценностного кода. С точки зрения воспроизводства казахской культуры, нашей традиционной модели поведения это с нашей точки зрения – также преимущество. Ибо, среди воспитанных на таких ценностях молодых людей на порядки меньше вероятность встретить «уятменов» (либо «уятвуменов», у кого девочки), чем там, где эта система ценностей, условно говоря, прошла стороной.
Не примите, опять-таки, как камень в огород русскоязычной школы! Нет, нет! Мы ни в коем случае не хотим сказать, что она что-то «не так» воспитывает. Или «недовоспитывает». И патриотизм, и любовь к Родине, и язык, и традиции здесь также прививают. Но не забывайте, что именно язык является базовым носителем культуры. Преимущество казахской школы заключается в языке, который позволяет детям воспринимать и впитывать ценности народа в первозданном, изначальном, а не в «переводном» виде.
Минусы, да, никуда не делись. При эффективном и действительно хорошем патриотическом воспитании в казахской школе хромает качество знаний. Это факт. Но давайте разберёмся, почему это так. Не потому ли, что у нас дефицит специалистов-педагогов, подготовленных именно в казахскоязычной системе обучения? Не потому ли, что родители вновь и вновь стремятся отдать детей в русскую школу, и в результате теряется преемственность – в той же системе школьного образования просто не хватает людей, мыслящих на казахском. Заметим: ведь педагоги, которые приходят в школу после пединститута, – они подготовлены не лучшим образом. Их учили не по самым качественным программам. Но для того, чтобы это изменить, нам нужно вырастить поколение людей, мыслящих на родном языке.
«Что они будут делать?» Казахский сайт озаботился будущим русскоязычных выпускников
Иначе всё так и останется: недоучившиеся специалисты будут создавать программы, не соответствующие по качеству требованиям времени… Поправьте, если это неправда.
В математике известен закон циклов: новый полноценный цикл не начнётся, пока не завершён предыдущий. В нашем случае, очевидно, цикл формирования в Казахстане качественной интеллектуальной среды, мыслящей и пишущей на родном языке, до сих пор не завершён. Как нарушилась эта преемственность в худшие советские годы, в годы расстрелов, когда уничтожили Жумабаева, Майлина, Досмухамедова и десятки других наших великих мыслителей, – так она по сей день и не восстановлена.
Нам нужно пытаться восстановить её.
Нам нужно вырастить поколение интеллектуалов, мыслящих по-казахски
Не только, конечно, – и по-русски, естественно, тоже. И по-английски, как хотят авторы новой реформы по трёхъязычию. Но главное – чтобы они были казахскоязычными в полном смысле этого слова, по-настоящему, а не наполовину. Не на уровне того уличного шала-казахского, всех этих анекдотичных «е-е-е, братан, немене сен, мешать етпе!». А на уровне языка Абая, Ауэзова, Майлина.
И для того, чтобы вырастить такое поколение, нам нужно сегодня отдавать детей в казахские классы.
Источник Открой для себя Казахстан