Физический объем розничной торговли в Казахстане по итогам января-июня вырос на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. При этом объем сделок за это время вырос более чем на 15%, что вдвое превышает рост цен: официальный уровень инфляции за это время вырос на 7,5%.
Объем розничной торговли в Казахстане по итогам первого полугодия 2017 года практически достиг отметки в 3,9 трлн тенге – это на 515 млрд тенге больше, чем годом ранее. Таким образом, объем сделок за год увеличился на 15,3%, тогда как индекс физического объема вырос на 5,9%. В структуре расходов продовольственные товары составляют 36,7% (1427,8 млрд тенге, или +207,4 млрд тенге по отношению к аналогичному периоду 2016 года), непродовольственные товары – 63,3% (2459,4 млрд тенге, или + 307,9 млрд тенге).
По сравнению с январем-июнем 2016 года структура трат немного изменилась: тогда на продукты приходилось 36,2% розничной торговли. Связано это с тем, что
продовольственные товары быстрее растут в цене, а значит и тратить на них казахстанцам приходится все больше
По данным Комитета по статистике, в период с июня 2016-го по июнь 2017-го года продукты питания подорожали на 9,7%, непродовольственные товары – на 7,7%, общий уровень инфляции за это время составил 7,5%.
Еще одна тенденция – снижение доли международных торговых сетей в общей структуре розничной торговли. По итогам первого полугодия иностранные собственники продали товаров на сумму 337,1 млрд тенге – это 8,7% от общего объема. Годом ранее доля была 10,4%, а объем продаж – 351,6 млрд тенге.
Но при этом торговля сделала шаг к переходу от рынков до торговых центров. Доля крупных торговых предприятий за год выросла с 15,9 до 16,3%, средних – с 7,7 до 8%, тогда как доля индивидуальных предпринимателей, в том числе и торгующих на рынках, в общей структуре торговли снизилась с 46,3 до 42,7%. К слову,
торговые предприятия уже 14 месяцев подряд наращивают объем продаж
(при сравнении с аналогичным месяцем 2016 года), тогда как у индивидуальных продавцов за это время положительная динамика отмечалась лишь дважды.
Если говорить о розничной торговле в разрезе регионов, всего три из них обеспечивают более половины всех республиканских продаж: наибольшая доля приходится на Алматы (29,5%), Астану (12,4%) и Восточно-Казахстанскую область (9,1%). Хуже всего дела обстоят в Мангыстауской (1,7%), Северо-Казахстанской (2,2%) и Акмолинской (2,3%) областях. При этом Мангыстауская область стала единственной, в которой объем розничной торговли за год снизился. За 6 месяцев тут продано товаров на 66,4 млрд тенге. Для сравнения, Алматы, чтобы достичь того же результата, достаточно чуть более 10 дней.
Зарплаты растут недостаточно быстро и не могут догнать цены — цифры
Что касается оптовой торговли, в денежном выражении за год она выросла на 7,8%, до 8 трлн 284,4 млрд тенге. При этом индекс физического объема изменился незначительно – всего на 0,6%. Доля продовольственных товаров в ней снизилась с 20,5 до 19%.
Доля объектов торговли, находящихся в иностранной собственности, как и в случае с розничной торговлей, за год снизилась
было 18,1%, стало 16,8%. На второй план отходят и крупные оптовые предприятия: они продали товаров почти на 20 млрд тенге меньше, в результате чего доля на рынке снизилась с 5 до 4,4%.
Основным центром оптовой торговли остается Алматы – 50,9% всех сделок было осуществлено именно в южной столице. А вот
роль Астаны как торгового хаба падает, объем сделок за год несколько снизился,
что привело к сокращению доли на рынке с 18,5 до 17,1%. Зато оптовая торговля развивается на западе республике: в Актюбинской области объем сделок за год вырос более чем на четверть (до 329,5 млрд тенге), в Атырауской – на 72% (до 261,9 млрд тенге).