Чем будет заниматься «фонд имамов» и на какие средства будет существовать, рассказал министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев.
11 июля стало известно, что в Казахстане создан корпоративный благотворительный фонд по поддержке мусульманского духовенства «Уақып». Основными направлениями деятельности фонда были определены:
Политолог Султанбек Султангалиев в эксклюзивном интервью медиапорталу 365info предположил, что
новая структура, зародившаяся в стенах профильного ведомства, вполне может оказаться «на игле» госсоцзаказа или начнет выколачивать благотворительность у коммерческих структур
В связи с этим эксперт поставил под сомнение соответствие планов чиновников принципам светскости государства.
Нурлан Ермекбаев прокомментировал эти опасения, а также подробно рассказал, что на самом деле стоит за созданием благотворительного фонда «Уақып».
— Священнослужители и без этого хорошо живут, не надо им помогать за счет налогоплательщиков. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Во-первых, созданный благотворительный корпоративный фонд «Уакып» является некоммерческой организацией. Отличительной особенностью фонда является то, что помимо получения благотворительных средств в любой форме он будет управлять полученными активами, как финансовыми, так и материальными, движимым и недвижимым имуществом, в целях получения дохода. А заработанный доход после уплаты налогов будет направляться на благотворительные цели. В случае если целевой капитал (эндаумент) будет значительным, он передается в управление профессиональной управляющей инвестиционной компании. Примерно на таких условиях работают институты вакфов (уакуфов) во многих государствах.
Во-вторых, фонд не будет получать финансовые средства из бюджета. Он будет работать на деньги благотворителей и спонсоров
В Казахстане очень много людей, в том числе состоятельных бизнесменов, а также верующих среднего достатка, которые хотят совершать так называемое «сауапты іс» (благие или богоугодные дела). Для этого они ищут возможности для пожертвований и не спрашивают разрешения у кого-либо. Например, многие из них, ошибочно полагая, что «сауапты іс» — это только строительство мечетей, расходуют средства на строительство мечетей там, где в этом нет необходимости. Хотя муфтият разъясняет, что по религиозным канонам богоугодное дело — совсем не обязательно строительство мечетей, это любое полезное для общества дело. Например, строительство школ, больниц, дорог, мостов и так далее.
Поскольку этот процесс идет объективно и есть спрос, люди независимо от чьего-либо желания вносят пожертвования деньгами или имуществом. Пусть это будет осуществляться цивилизованно и эффективно, меценатам необходимо предоставить такую возможность. И что самое главное — прозрачно и с пользой для общества.
То есть создание фонда обосновывается также необходимостью обеспечить прозрачность расходования благотворительных средств
Для повышения доверия к фонду и обеспечения прозрачности его деятельности в состав попечительского совета вошли:
— Критика экспертов связана и с тем, что в Казахстане предостаточно нерешенных проблем, на которые можно было бы потратить «лишние» деньги. И что эти проблемы явно не связаны с низким уровнем жизни представителей духовенства.
— Мы рассчитываем направлять средства на проекты, действительно полезные для общества. Например, помощь многодетным семьям, организация детских спортивных секций, строительство детских садов, больниц и другие социальные проекты. Фонд будет оказывать поддержку в издании литературы (учебные и методические пособия). Также в планах обучать представителей духовенства основам государственной политики, экономики, философии, социальных наук, проведении различных семинаров, конференций, выпуске документальных и художественных фильмов, направленных на профилактику религиозного экстремизма и радикализма.
Что касается решения социально-экономических вопросов имамов, это одно из важных направлений будущей работы фонда «Уақып». Это достаточно актуальный вопрос, особенно в отдаленных и небольших населенных пунктах.
Из-за отсутствия зарплаты и жилья имамы не хотят или не могут там работать
А местные жители проявляют высокий интерес к религии и вместо имамов идут к каким-то проходимцам, слушают «лекции» шарлатанов от религии в интернете. Либо находятся «добрые дяди», в том числе представители «вредоносных течений» или члены всяких преступных групп, и «оказывают спонсорскую помощь» имамам, что может сделать священнослужителей зависимыми. В 150 мечетях страны вообще нет имамов. Так что задача фонда состоит не в том, чтобы увеличить количество священнослужителей, а в том, чтобы там, где в них есть необходимость, они имели минимальные необходимые условия для работы и жизни.
Оплата работы имамов из бюджета: государство объединяется с религией?
Конечно, эту задачу должен выполнять муфтият. Но у него средств недостаточно.
В крупных городах пожертвования «садака» и «закят» еще как-то позволяют мечетям держаться на уровне, а в районах и селах прихожане оставляют совсем небольшие суммы, недостаточные даже для оплаты коммунальных услуг
Знающие люди могут себе представить, какие коммунальные расходы на отопление и электричество могут быть, например, у большой соборной мечети. Акиматы стараются помогать, но ведь это не системное решение вопроса и уязвимо для критики.
Поэтому Фонд наряду с упомянутыми выше социально значимыми проектами будет оказывать нуждающимся работникам религиозных объединений стипендиальную поддержку там, где это не может сделать само религиозное объединение.
— Фонд действительно будет помогать только мусульманскому духовенству или «перепадет» другим не запрещенным в стране религиозным течениям?
— Фонд в своем уставе предусматривает оказание помощи при необходимости и другим официально зарегистрированным религиозным объединениям, в том числе и христианским.
Например, интересно, что действующей в нашей стране Лютеранской церкви основную спонсорскую поддержку оказывают казахи-мусульмане, за что представители этой конфессии им очень благодарны
Что касается возможности поддержки Фонда через государственный социальный заказ, то честно говоря, мы об этом даже не думали. Но спасибо за такую подсказку, может быть есть смысл рассмотреть эту идею. У нас в стране каждая некоммерческая организация имеет право участвовать в конкурсах как на госсоцзаказы, так и на гранты. И раз уж люди выступают против какой-либо дискриминации, наверное, и этот фонд должен иметь такие же права. Но я знаю, что
в стране достаточно много людей, которые хотят сделать благое дело, поэтому, думаем, фонд «Уакып» сможет работать и без госсоцзаказов
Порой некоторые недобросовестные благотворительные фонды вводят в заблуждение меценатов, желающих по религиозным соображениям совершить «сауапты іс», практически вымогая у них финансовую помощь, прикрываясь религиозными вывесками или выступая от имени религиозных объединений. Были случаи, когда
сомнительные организации получали финансовые средства в качестве благотворительности, а занимались распространением радикальной и экстремистской религиозной идеологии под прикрытием «предоставления религиозных знаний»
В ряде стран во избежание этого введена уголовная ответственность для тех, кто получает или предоставляет благотворительную помощь на религиозные цели, минуя уполномоченный орган. К нам в министерство поступают и такие предложения. В целом, все наши действия и решения основываются на анализе и консультациях с экспертами-профессионалами, направлены на обеспечение спокойствия и прогресса нашей страны.