Одни эксперты считают, что последствия для нас будут косвенными и мизерными, другие — что серьезные потери неизбежны, и не только в экономике.
Россия продлила ответные санкции против Запада. Продовольственное эмбарго будет действовать до 31 декабря 2018 года. Это стало ответным ходом на продление Советом ЕС секторальных санкций против России, принятых 28 июня.
Мы решили узнать у отечественных экономистов и политологов, отразится ли продолжение конфликта на экономике Казахстана.
Экономист Рустем Жансеитов считает, что прямого влияния санкции против России на Казахстан не оказывают. Но при этом косвенных элементов довольно много.
— Прежде всего это транспортные и таможенные проблемы с перемещением запрещенных в России товаров, предназначенных для Казахстана. Как ни пытаются их сгладить, все равно они присутствуют и не исчезнут до отмены санкций. Также косвенное влияние санкции оказывают на развитие новых проектов ввиду ограничения поставок новых технологий и оборудования в Россию. Еще один пример: из-за экспортных ограничений в Казахстан поставляется больше российских товаров, таким образом Казахстан нивелирует в какой-то мере санкционные потери соседей, — перечисляет экономист.
«Рыбные» санкции России отказались поддерживать в Казахстане
По его мнению, в результате западных санкций усилилась «привязка» экономики Казахстана к российской. И многие потрясения, особенно в финансовой сфере, напрямую влияют на казахстанскую экономику.
Следующий момент Жансеитов обозначает довольно дипломатично. Также имеются подозрения, говорит он, что
низкие цены на нефть вызываются искусственно для геополитического ослабления России
Если в этом он прав, в результате санкционных войн страдают не только Россия с Казахстаном.
— Как видно, влияние имеется, и анализ всех проблем от санкций и путей их смягчения для Казахстана требует отдельного глубокого исследования, — резюмирует экономист.
Экономист Вячеслав Додонов тоже полагает, что прямого влияния на Казахстан конфликт Запад-Россия не оказывает. Но и косвенных причин видит совсем немного.
США и Россия – геополитические близнецы?
— Наверное, есть сложности для отдельных компаний, в первую очередь связанные с логистикой, то есть доставкой продовольствия через Россию к нам. Или еще какие-то мелкие неприятности. Но общий принцип таков, что
на нас эти санкции не отражаются, потому что стороной конфликта мы не являемся,
— утверждает он. — На своем примере лично можем убедиться, что пресловутый хамон в наших магазинах есть, как и все остальные европейские продукты, запрещенные ко ввозу в Россию.
Вячеслав Додонов не считает, что этот конфликт может повлиять и на курс рубля (а значит и тенге, поскольку наша валюта тесно привязана к российской). Он напоминает, что на рубль влияют в подавляющей степени цены на нефть и немного приток-отток западного капитала.
— Ни на то, ни на другое санкции никак повлиять не могут, потому что они между собой никак не связаны. У инвесторов своя внутренняя мотивация на «придти — уйти», они связаны с показателями финансового рынка и доходностью российских облигаций,
но никак не с санкционными пакетами, к которым за три года все уже давно привыкли,
— говорит экономист.
https://365info.kz/2017/07/devalvatsiya-tenge-opravdana-li-politika-natsbanka-ekonomisty/
Политический и общественный деятель Амиржан Косанов подчеркивает, что любые санкции имеют свои последствия, и не только для непосредственных участников экономического конфликта.
— Учитывая, что экономики Казахстана и России интегрированы и довольно тесно (финансово и организационно) связаны между собой, естественно
западные санкции, пусть и не напрямую, а косвенно, влияют и на нашу экономику
Этого нельзя отрицать, — заявляет Амиржан Косанов. — Особенно страдают сегменты, связанные с нефтегазовым сектором и банковской сферой. Тем более, что у нас тесными узами связаны не только отдельные предприятия и отрасли, а целые экономики! Я имею ввиду наше нахождение в общем Евразийском экономическом союзе, где мы, как члены этой организации, обременены конкретными обязательствами.
https://365info.kz/2017/07/pochemu-putin-otkazalsya-ot-poligona-v-kazahstane/
Особо Косанов отмечает, что у нас создаются очень много совместных казахстанско-российских предприятий.
Упоминает он и политическую составляющую. По его мнению, неизбежны имиджевые потери Казахстана, «как де-факто и де-юре поддерживающего страну, аннексировавшую часть территории независимого государства».
— И чем дальше расширяются неоимперские замашки и притязания Кремля на геополитическом пространстве, тем более явно и отчетливо будет ощущаться этот урон. Не секрет, что в цивилизованном мире при обсуждении болезненных вопросов (потому как они являются определяющими для Кремля!) нас уже воспринимают не как самостоятельную сторону переговоров, а как геополитического сателлита России. Не думаю, что такое отношение красит нас и нашу внешнюю политику, которую мы по известному договору обязаны согласовывать с Кремлем, — утверждает он.
Признает ли Трамп Крым русским? – The Diplomat
Впервые Россия ввела продэмбарго против западных стран в качестве контрмер в августе 2014 года. Тогда Путин подписал указ, ограничивающий ввоз определенных продуктов из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Позднее запрет распространили на Албанию, Черногорию, Исландию и Лихтенштейн, затем в список вошла и Украина. Под запрет, в частности, попали поставки говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, сыров, молока, фруктов, овощей, а также некоторых других категорий продуктов.