За 25 лет независимости переворота в сознании не произошло, поэтому сегодняшняя антикоррупционная борьба снимает только «симптом», но не лечит «хроническую болезнь».
Национальное бюро по противодействию коррупции проанализировало риски в наиболее коррупциогенных сферах и разработало ряд мер с целью исключения «лазеек» для коррупции, передает BNews.kz.
Так, в сфере образования, чтобы защитить родителей от поборов в школах, с родительских комитетов снимут функции сбора средств. Наряду с родителями в работе советов будут принимать участие представители общественности (фонды по защите прав детей, партия «Нур Отан», НПП «Атамекен»). Кроме того, на очередь в детский сад заявку можно будет подать в электронном порядке.
Стоит отметить, что
на электронные системы антикоррупционный орган возлагает большие надежды
Так, в сфере здравоохранения разработан закон, предусматривающий электронные закупки лекарств и медицинских изделий. Авторы верят, что это позволит обеспечить прозрачность процесса закупок и повысить доступность к нему потенциальных поставщиков. В сфере сельского хозяйства осуществляется перевод на электронный формат госуслуг по выдаче разрешения на перемещение мясной продукции, а также по субсидированию удобрений и животноводства. Введение автоматизированной системы по рассмотрению заявок на выдачу субсидий исключит прямой контакт с услугодателями. В целом, автоматизация коснется также сферы земельных отношений, строительства дорог, экологии, а также квазигосударственного сектора.
По мнению Магбата Спанова, директора Института экономики, примечательно, что антикоррупционное ведомство не стало искать «лазейки» среди органов, осуществляющих правосудие. В их число входят:
— Там ведь коррупции значительно больше, чем в других сферах
Конечно, борьба с ней очень важна, но все эти комплексы мер ничто по сравнению с реальным наказанием. В этом направлении надо работать. Ведь наказание за коррупцию очень часто несоразмерно деянию. К примеру, за взятку в 10 тыс. тенге полицейского могут посадить на 5-6 лет, но при этом от уголовной ответственности за взятку в 1 млн долларов освобождают бывшего президента центра приграничного сотрудничества «Хоргос» Василия Ни. Такой подход сводит на нет все планы по искоренению коррупции, — уверяет Спанов.
Спанов убежден, что в силовых органах наказание должно быть ужесточено как минимум в два раза. И спрос с этих сотрудников должен быть в два раза строже.
— Помимо неотвратимости наказания в борьбе с коррупцией существенную роль сыграла бы независимость судебного корпуса.
К сожалению, в нынешней сложившейся системе, несмотря на ужесточенные требования к судейскому корпусу, он не стал независимым органом,
а подчиняется в основном исполнительной структуре власти. И это позволяет исполнительной власти влиять на решения судейского корпуса, — говорит он.
Магбат Спанов отмечает, что перевод некоторых функций госорганов в
электронный формат поможет снизить коррупциогенность. Но он не отрицает, что и электронную систему можно будет обойти
— У нас такая система, что всегда найдется возможность для обхода. В самом обществе у нас не создана система нетерпимости к коррупции. Взять к примеру проблему взяток на дорогах, — говорит он.
По его наблюдениям, полицейские в Казахстане превратились в бухгалтеров.
— Любой водитель подтвердит, что когда его останавливает дорожный полицейский, первое, что он слышит — это стоимость штрафа, а не как он нарушил
Некоторым нарушителям, которым угрожает штраф в 20-30 тыс. тенге, проще договориться с полицейским на месте — цена-то уменьшается и идти никуда не надо. К сожалению, финансово-экономическая модель, которая сложилась в Казахстане, не может перестроиться. Пытаются, конечно, встроить ее в нынешнюю политическую систему. Но я вам так скажу: коррупцию, безусловно, нужно сокращать. Но опять же, коррупция существует там, где нет экономической свободы. А экономической свободы не может быть там, где нет политической свободы. И, соответственно, у человека отсутствует внутренняя свобода и он становится зависимым от тех или иных моментов.
В закрытом обществе, когда меняются только отдельные положения, коррупция будет присутствовать всегда и везде
Хоть по два проверяющих поставить на одного исполнителя, а среди проверяющих еще одного проверяющего, все равно коррупция будет с таким же размахом происходить в обществе, — утверждает экономист.
Резюмируя свое мнение, Магбат Спанов подчеркивает, что все коррупционные меры, проводимые сегодня в Казахстане — это только видимость.
— За 25 лет, в течении которых мы создавали свой «капиталистический рай», не произошло переворота в сознании. И как только люди действительно осознают, что взятки и коррупция — это плохо, тогда и начнется реальная борьба с коррупцией, — заключает Спанов.