Лаконичное сообщение Нацбанка о его возвращении на биржевой валютный рынок для удовлетворения избыточного спроса на доллары оказалось лишь верхушкой быстро растущего кома проблем. Истинные масштабы которых показала пресс-конференция руководства Казахстанской фондовой биржи (KASE).
Напомним читателям, что Нацбанк со своими «чистыми» интервенциями отсутствовал на валютном рынке довольно долго – 9 месяцев, с сентября 2016 года. В июне же, как сообщил регулятор, «с целью ограничения возрастающей волатильности тенге на внутреннем валютном рынке» ему пришлось продавать там американскую валюту. Интервенции проводились в период пикового спроса на последнюю – 21 и 22 июня, для удовлетворения которого было продано $101 млн.
Из данных же биржевиков следует, что на спот-рынке доллара KASE объем торгов за июнь вырос по сравнению с маем на 4,7%, до $3,480 млрд – месячного максимума 2016 года и второго по величине результата за время правления Данияра Акишева в Нацбанке. А на своп-рынке доллара, где банки второго уровня запасаются инвалютой от Нацбанка, и вовсе был достигнут абсолютный рекорд за этот период — в $36,529 млрд с впечатляющим приростом к маю более чем на четверть (точнее, 26,3%)!
Объемы торгов долларом США на Казахстанской фондовой бирже (KASE), млн USD
Источник: KASE
Если учесть, что за июнь доллар вырос со средневзвешенной отметки в 312,32 тенге по итогам утренней сессии KASE 1 июня до 321,58 тенге 30 июня, то есть на 9,26 тенге,
можно легко подсчитать выигрыш, полученный банками, предусмотрительно запасшимися инвалютой
К нему можно прибавить еще и солидную плюсовую курсовую разницу, набежавшую в июле за счет дальнейшего подъема «зеленого» к рубежу в 328 тенге.
Как уже не раз отмечалось ранее 365info.kz, (см. материалы «Курс тенге раскачивается, рынок становится «горячее»», «Валютный рынок продолжает «разогреваться»» и «Перегрев валютного рынка напоминает о девальвации»),
резкая активизация оборотов на долларовом своп-рынке наблюдается в последнее время перед очередной одномоментной девальвацией тенге к доллару
К примеру, перед февральской девальвацией 2014 года объем торгов на своп-рынке доллара KASE поднялся в январе до месячного максимума в $8,222 млрд. К концу 2014 года, когда стала очевидной неизбежность новой девальвации тенге из-за обвала российского рубля, банки второго уровня начали активно занимать доллары у Нацбанка. В декабре 2014 года объем сделок на своп-рынке доллара подскочил до $30,104 млрд, в январе 2015 года поднялся до $44,103 млрд, а в феврале и вовсе до $47,582 млрд!
Поэтому нынешний резкий рост оборотов по долларовым свопам уже сигнализирует не только о «перегреве» валютного рынка, но и о возможной глубине предстоящей девальвации. Кстати,
девальвация поможет государству восполнить за счет курсовой разницы потерю 2,4 трлн тенге,
которые ему пришлось потратить на спасение «Казкоммерцбанка». Свои виды есть тут и у Нацбанка, заявившего о программе помощи банкам второго уровня в объеме 500 млрд тенге.