Как казахстанские авиакомпании борются с дебоширами на борту и могут ли вмешаться в ситуацию другие пассажиры.
Дебош на борту самолета – явление нередкое. Достаточно вспомнить недавний случай с Максатом Усеновым, чье вызывающее поведение во время авиарейса разозлило пользователей соцсетей и вызвало множество предложений о законодательном ужесточении наказания в таких случаях. О том, какие меры могут применить к хулигану бортпроводники и другие пассажиры, рассказала Анара Нурпеисова, менеджер базы данных по безопасности полетов авиакомпании «Эйр Астана».
Само по себе алкогольное опьянение не является причиной отказа для допуска на борт самолета. Но если пассажир явно перебрал со спиртным, ему могут отказать в перевозке. Состояние оценивают сотрудники наземной службы или бортпроводники при согласовании с капитаном воздушного судна. Все зависит от того, пришел пассажир на регистрацию уже выпившим или же употребил спиртное, находясь в пассажирском терминале. Для того, чтобы решить, принять его на борт или отказать, используется международная система светофора.
За пьяный дебош 19-летнюю казахстанку сняли с авиарейса до Стамбула
Зеленый цвет – состояние легкого опьянения. Запах спиртного присутствует, но при этом пассажир доброжелателен, спокоен и может нормально передвигаться. В этом случае его принимают на рейс.
Желтый цвет – следующая степень опьянения, когда заметны его явные признаки.
В этом случае пассажира могут принять к перевозке, но предупредят о соответствующем поведении. Также ему могут отказать в выдаче спиртных напитков на борту
Красный цвет – пассажир уже не может самостоятельно передвигаться и адекватно мыслить. Такому в перелете отказывают. Если он не согласен с решением и идет на конфликт, его могут направить на медицинское освидетельствование, призвав на помощь полицейских. Стоит отметить, что
в 2015 году в перевозке было отказано 69 пассажирам, в 2016 – 90, а за 5 месяцев 2017 – 32-м
На борту самолета разрешается употреблять спиртное, предоставляемое бортпроводниками в рамках сервиса. Любые спиртные напитки, принесенные с собой, под запретом. Если же пассажир нарушит это правило, бортпроводник вправе изъять его на время и вернуть по окончании рейса.
Пьяный украинец нанес ущерб самолету Air Astana на 100 000 тенге
Курение на борту самолета категорически запрещено. Причем речь идет не только об обычных, но и электронных сигаретах
Пассажиров, нарушивших запрет, сразу по прилету передают в полицию и привлекают к административной ответственности. К слову, это одно из самых частых правонарушений на борту самолета. В 2016 году к ответственности привлекли 116 пассажиров, а за 5 месяцев 2017 – 48.
Бортпроводник должен действовать по ситуации. Но если дело еще не дошло до рукоприкладства, сначала он должен сделать дебоширу устное предупреждение, затем второе устное предупреждение. После этого он может выписать письменное предупреждение от имени капитана воздушного судна. И только если после этого пассажир не успокоится, к нему (по согласованию с капитаном) могут применить ограничительные средства вроде пластиковых ремней. Помимо этого возможна незапланированная посадка и передача буяна в правоохранительные органы.
Но как показывает практика, для того, чтобы успокоить дебошира, обычно хватает устного или письменного предупреждения. Так в 2015 году акт письменного предупреждения был выдан 165 пассажирам. В 2016 – 180. За 5 месяцев 2017 – 53. Всего же за различные правонарушения
в полицию в 2015 – было передано 176 пассажиров. В 2016 – 188. А за 5 месяцев 2017 – 78
Каждый случай обязательно фиксируется и анализируется. При этом детально рассматриваются и оцениваются действия бортпроводников, пассажира, а также меры принятые полицией. Полученные выводы вносятся в инструкции наземных служб и бортпроводников.
Что касается незапланированной посадки, подобные меры принимаются лишь в крайних случаях. Ведь это отражается на задержке последующих рейсов, опоздании других пассажиров, находящихся на борту, да и сама авиакомпания понесет немалые затраты на дополнительные посадку и взлет. Хотя по закону все расходы в связи с вынужденной посадкой оплачивает виновный пассажир, сумму ущерба скорее всего придется взыскивать через суд, и неизвестно, как быстро он сможет оплатить долг.
Максат Усенов вызывающе вел себя на борту самолета
Последний случай экстренной посадки за последние 3 года был зафиксирован в 2016 году. Тогда самолет пришлось посадить в аэропорту Самары, к агрессивному пассажиру были применены ограничительные средства, затем его передали российским правоохранителям.
К слову, экстренная посадка еще не дает гарантии, что дебошира примут местные правоохранители. Например, в случае с Максатом Усеновым полицейские Таиланда отказались принимать к нему какие-то меры, мотивируя тем, что инцидент произошел на борту иностранного воздушного судна.
Подобные случаи бывали и в других странах. Поэтому дебоширов сдают в полицию уже по прилету в Алматы.
Так, Максат Усенов был снят с самолета в Бангкоке и продолжил путь уже другими авиалиниями. Тем не менее, сотрудники авиакомпании «Эйр Астана» сразу по прибытию в Казахстан написали заявление в полицию и внесли его в «серый список». Когда Усенов самолетом этой авиакомпании возвращался на родину, перед рейсом получил уведомление о соответствующем поведении и по прилету в Алматы сразу был сдан в полицию.
В крайних случаях бортпроводники при обезвреживании дебошира могут призвать на помощь других пассажиров. Ведь хулиганы бывают разные и девушка-бортпроводник может справиться не с каждым. Однако добровольные помощники должны строго соблюдать ее инструкции. Как правило, предварительно бортпроводник отбирает помощников из числа пассажиров, отводит в сторону, детально обговаривает с ними каждое действие, только после этого буяна «скручивают». При этом не допускается никакой «отсебятины». То есть если бортпроводник говорит держать дебоширу руку, а добровольный помощник бьет его по голове, за нанесение побоев его самого могут привлечь к ответственности.
Самые вздорные пассажиры: дебоширы на борту самолетов
То же касается случаев, когда пассажир пытается самостоятельно утихомирить хулигана. В принципе, по закону любой пассажир или член экипажа может предпринять разумные превентивные меры для обеспечения безопасности воздушного судна или других пассажиров. Но при этом существует понятие «пределы необходимой обороны». То есть несоответствие защиты степени опасности посягательства. А потому,
если вы, пытаясь скрутить дебошира, нанесете ему травмы, можете сами оказаться в суде
Если вас оскорбляют или пытаются втянуть в конфликт, лучше не предпринимать никаких активных действий. Следует вызвать бортпроводника и надеяться, что он разрешит ситуацию. Если же пассажир ответит на оскорбление и возникнет драка (а такие случаи бывали), то в полицию сдадут обоих драчунов. И в конфликте будут разбираться уже правоохранительные органы.