Президент Шавкат Мирзиёев в присутствии религиозных деятелей страны призвал покончить с таким позорным явлением как многоженство. Именно имамы и муллы, совершая обряд «никах» без регистрации в ЗАГСЕ, способствуют распространению полигамии в Узбекистане.
Вечерняя информационно-аналитическая программа «Ахборот» узбекского телевидения в минувшее воскресенье буквально «приклеила» к экранам сотни тысяч узбекистанцев. Президент Шавкат Мирзиёев собрал всех имам — хатибов областей и авторитетных религиозных деятелей страны. Главными вопросами на повестке дня были: как уберечь молодёжь от влияния экстремистских течений и искоренение такого явления в обществе как многоженство. Если о первом СМИ Узбекистана практически говорят каждый день, то тема полигамии — вопрос щепетильный. О нем все знают, но мало обсуждают. Об этой проблеме говорили и при покойном президенте Исламе Каримове, но не так открыто на всю страну, а тем более по телевизору. Значит накипело и пора что-то делать.
Глава государства строго заявил о том, что муллы, совершающие обряд «никох» для второй жены, будут отвечать перед законом. Он подчеркнул, что люди в тайне за деньги делают «никох» без свидетельства о регистрации брака. К сожалению, встречаются случаи многоженства, добавил президент.
«Чтобы прекратить такие безобразные действия, у нас разрабатывается законопроект. Каждый мулла, который совершит обряд «никох» без свидетельства о регистрации брака, будет наказан», – сказал Мирзиёев.
По словам президента, вторыми женами обзаводятся так называемые «Бойвачи» («Богач» по узбекски) — разбогатевшие мужчины.
В своем выступлении президент признал, что это явление стало весьма распространенным, особенно в Ташкенте.
46- летний Миразиз три года назад занял важный пост в одном из отраслевых министерств Узбекистана. Он отец пятерых детей, жена не работает. Миразизу повезло — высокая должность дала ему возможность получать большую зарплату, нашлись и «другие источники доходов». Со временем свою скромную 3-х комнатную квартиру Миразиз поменял на двухэтажный дом на шести сотках. Помимо служебной машины появились и две собственные. Тут верные друзья и посоветовали ему последовать моде — обзавестись второй семьей.
СМИ поразила красота первой леди Узбекистана
— В старину мой прадед тоже имел две жены. Мои действия не противоречат исламу, — говорит 365info Миразиз.
Недолго думая, Миразиз отвёз свою новоизбранную Дильбар к мулле, который совершил обряд никах. Вскоре об этом узнала первая жена. Чтобы не довести дело до скандала, Миразиз открыто признался ей в содеянном.
— Поначалу жена плакала, рассказала старшему сыну, но через месяц смирилась. Позже я познакомил её со второй женой
Конечно, наши жёны невзлюбили друг друга, но меня это мало волнует, — комментирует 365info многожёнец.
Утверждать, что многожёнство — это удел богачей, не совсем правильно. Полигамия распространяется и среди мужчин со средним доходом. 31-летний Исмаил работает оператором в одной из ташкентских студий. Когда любовница Назира родила сына, ему пришлось оформить её через исламский никах как вторую жену.
Мама Назиры Адолат не возражала:
— Моя дочка развелась с первым мужем, остался ребёнок. Пусть лучше она будет второй женой Исмаила, чем живет одна. У узбеков быть матерью-одиночкой считается предосудительным. Женщина всегда должна быть при мужчине, неважно первой или второй, — говорит Адолат.
По мнению Исмаила, полигамия поможет решить проблему проституции и одиноких женщин, которые не могут создать семью.
Роль второй жены Назиру устраивает, хотя Исмаил не слишком балует её деньгами, но дочку от первого брака он удочерил.
— Что будет с незаконнорожденными детьми? Естественно, они лишаются многих прав, предоставленных государством. Они уже не чувствуют себя полноценными членами общества, – отметил президент Мирзиёев в своем выступлении.
Свою лепту в распространение двоежёнства вносят трудовые мигранты, работающие в России и Казахстане. 31-летний Нодир родом из Намангана в Ферганской долине. Он женат, имеет сына. 8 лет назад открыл свой бизнес по выпечке узбекских лепешек в Казахстане — сначала в Шымкенте, потом в Алматы. Чтобы бизнес был успешным, ему пришлось много работать и меньше ездить домой на родину.
— Однажды встретил в Алматы Сабину, которая рядом с нашей пекарней содержала небольшую парикмахерскую. Она уйгурка по национальности. Мы сначала подружились, позже решили пожениться по мусульманскому обряду никах, — рассказывает 365info Нодир.
По его словам,
если законная жена узнает о втором браке, потребует немедленного возращения в Наманган. А дома нет работы, поэтому пока это остается тайной
Подобные истории о полигамии работающих мужчин за рубежом можно найти практически в любом узбекском кишлаке. Об этом говорят все, но не пишет ни одно узбекское издание. Проблемы трудовой миграции и связанные с ним явления пока публично не обсуждаются в узбекском обществе.
Жены мигрантов часто жалуются в различные инстанции с просьбой вернуть им мужей. Ведь большинство из них имеют детей, а прожить в одиночку им сложно.
— Конечно, местные районные администрации и комитеты женщин пытаются по-своему помочь этим женщинам. Часто жены мигрантов вынуждены смириться, но с условием, что муж будет платить алименты, — говорит 365info депутат местного районного совета Мухаббат Нусратова.
Мулла Бабахан Рахимов из Кашкадарьинской области часто общается с женщинами, которые приходят с жалобой на своих мужей, имеющих русских жен.
— Если мужчина в состоянии обеспечить обе семьи, здесь ничего предосудительного нет. Это в традициях ислама. Но если муж, находящийся на чужбине, уже порвал с первой женой на родине, он должен объявить талак (исламская форма развода) своей жене, либо жена должна обратиться три раза с просьбой, чтобы муж дал талак. Если этого не произойдет, тогда женщина вправе выйти замуж за другого человека, — говорит 365info религиозный авторитет.
В самом Узбекистане многоженство запрещено, на этот счет есть статья в уголовном кодексе страны. «Многоженство, то есть сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет, либо лишением свободы до трех лет»,- гласит 126 статья Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
По данным российских СМИ, на 1 февраля 2017 года число граждан Узбекистана в Российской Федерации составляет около 1,5 млн человек. Денежные переводы физических лиц, в 2016 году осуществляемые из России в Узбекистан, составили $2,741 млрд.