Сфера услуг в Казахстане развивается слабо: ее объем по итогам первого квартала 2017 года вырос лишь на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Но и в таких условиях есть пять направлений, выросших минимум на треть. Они способны стать драйверами роста, но только если будут учитывать специфику казахстанского общества: то, что набирает популярность в республике в целом, оказывается полностью ненужным в сельской местности.
За первый квартал 2017 года в республике было оказано услуг, связанных с поиском работы, на общую сумму 52,8 млрд тенге – это на треть больше показателей января-марта 2016 года. Казахстанцы стали гораздо чаще обращаться в агентства: спрос на услуги посредников, предлагающих полную занятость, вырос на 80,9% (до 7,2 млрд тенге), временную – на 21,1% (до 543,6 млн тенге).
В вопросе трудоустройства удивительно пренебрежение сельской местностью: объем выполненных работ по трудоустройству за год сократился почти в 4,5 раза, в результате чего доля негородских районов в общем объеме сократилась с 20,4 до 3,3%.
В целом сфера предоставления различных индивидуальных услуг выросла: +39,7%. Однако есть в ней и провалы.
Как следует из данных за январь-март 2017 года, внешняя привлекательность для казахстанцев постепенно отходит на второй план. Жители республики стали тратить заметно меньше средств на химчистку (снижение на 60,6%, до 315,5 млн тенге) и стирку белья (-12,8%, до 1,6 млрд тенге).
Казахстанцы начали экономить на парикмахерских и салонах красоты (-14,5%, до 5 млрд), а также меньше заниматься спортом (-1,1%, до 2 млрд тенге)
Даже проводы в последний путь становятся куда бюджетнее: на эти цели казахстанцы потратили в первом квартале 435,8 млн тенге, что составляет лишь 44,3% от показателей января-марта 2016 г.
Однако категория «Предоставление прочих услуг» является одной из самых быстрорастущих. Прирост на почти 40% был обеспечен не менее неопределенным пунктом «Предоставление прочих услуг, не включенных в другие группировки»: на эти цели (какими бы они ни были) казахстанцы потратили 42,4 млрд тенге, что на 76,8% больше показателей 2016 года.
Главный тренд первого квартала: на распространение и продвижение кино и телевизионных передач стали тратить почти столько же, сколько и на их создание. По итогам января-марта, объем оказанных услуг на распространение вырос почти в 15 раз: с 126,9 млн до 1,9 млрд тенге. Затраты на производство контента увеличились на 16% — до 2 млрд тенге.
Однако самая денежная статья в этой отрасли – деятельность по показу кинофильмов.
Кинотеатры получили 4,1 млрд тенге – это на 30% больше, чем годом ранее
Еще один тренд – казахстанцы резко потеряли интерес к производству музыки. Деятельность по изданию фонограмм и музыкальных записей принесла всего 3,1 млн тенге – годом ранее этот показатель был в 42 раза больше (132,1 млн тенге)!
Что немаловажно:
развлекательные мультимедиа – единственное из направлений списка, которое набирает популярность в сельской местности
За год объем оказанных услуг тут вырос почти в полтора раза.
Еще одно направление услуг, которое становится все более востребованным везде, кроме сельской местности. Наибольшего прогресса за год добились информационные агентства – ими оказано услуг на 563,7 млн тенге, что почти в 5 раз выше показателей 2016 года. Веб-порталы при этом постепенно отмирают – снижение за год составило 7,4% (до 847,7 млн тенге).
Постепенно растет и «Информационно-методологическое обеспечение с сопровождением информационных систем и баз данных» — объем услуг за квартал вырос до 555,2 млн тенге, что на 6,5% выше показателей января-марта 2016 года.
https://365info.kz/2017/06/chem-kazahstanu-interesen-iranskij-rynok/
Ну а самая востребованная статья – это услуги по размещению и переработке данных – 15,3 млрд тенге с ростом квартал к кварталу в 83,5%.
Что касается сельской местности, тут ситуация диаметрально противоположная. 70% всех оказанных информационных услуг приходится на веб-порталы, востребованность которых за год выросла на треть. Остальные же три пункта не прижились: по сравнению с 2016 годом объем оказанных услуг по каждому из них упал минимум на 60%.
Неудивительно, что в год проведения Универсиады и ЭКСПО самая быстрорастущая сфера услуг связана с организацией, проведением и обслуживанием мероприятий. В январе-марте 2017 года объем оказанных услуг по проведению конференций и торговых выставок составил 10,1 млрд тенге – это почти в 5 раз больше показателей первого квартала 2016 года.
В области комплексного административно-управленческого обслуживания оказано услуг на 1,4 млрд тенге – рост более чем в полтора раза. Стала более востребованной и деятельность информационно-справочных служб: оказано услуг на 531,5 млн тенге, что более чем в 2 раза выше показателей за аналогичный период 2016 года.
На 53,7% вырос объем оказанных услуг по сбору платежей и кредитных бюро (до 1,9 млрд), больше чем на 1 млрд тенге оказано услуг по упаковыванию (+6,7%). При этом такой бюрократический элемент как конторское обслуживание (подготовка документации, копирование документов и т. д) постепенно отходит в прошлое: за 3 месяца проведено работ на 265,7 млн тенге – это лишь 42% от показателей 2016 года.
Но что хорошо для города, вновь оказалось неподходящим для сельской местности: объем оказанных услуг сократился по каждому из пунктов, что привело к общему снижению показателя почти на четверть.