Массовое исчезновение разных денежных сумм у клиентов АТФ банка, зафиксированное 30 мая, насторожило пользователей. И несмотря на то что представители банка заявили, что причиной тому послужил технический сбой, который произошел на стороне АТФ Банка, некоторые обыватели все же задались вопросом, не был ли этот случай хакерской атакой.
Шавкат Сабиров, президент Интернет-Ассоциации Казахстана, полностью опровергает подобные домыслы. По его словам, поскольку в данном случае деньги списывались в пользу банка, признака хакерской атаки нет.
— В данном случае пришло SMS-сообщение из банка, в котором он уведомил, что им была списана сумма со счета. А впоследствии представители банка подтвердили, что эта была техническая ошибка, и начали возвращать деньги. Поэтому я склонен верить официальной версии произошедшего, — говорит Сабиров.
Сабиров вспоминает, что
схожий технический сбой произошел начале 2000-х с сайтом налоговых органов. В их базе у всех пользователей внезапно сменилась дата рождения на 01.01.01
Полстраны были вынуждены отправиться в ЦОН, чтобы корректно переделать свою дату рождения.
— Технические сбои происходят везде, чтобы их избежать, нужно регулярно обновлять систему, периодически латать в ней «дыры».
Опыт последнего запущенного вируса WannaCry, нанесшего ущерб всему миру, показал нам, что злоумышленники пользуются именно системными «дырами»
программного обеспечения. Пострадали те, кто не успел поставить «заплатку», — рассказывает Сабиров.
Он предполагает, что причиной технического сбоя в АТФ банке могла стать ошибка одного из программистов банка либо же сбилась информация о том, что оплата с карт ранее была уже произведена.
— Очевидно, по каким-то причинам техническая система просто «глюканула» и банк начал списывать деньги со всех подряд. Факт того, что это не мошенники, подтверждается и тем, что
они обычно стараются действовать незаметно, по-тихому — списывают текущие средства и в основном мелкими суммами
Это раньше они списывали по 100 тысяч за раз, сейчас стратегия у них поменялась. А в данном случае списание у одного из пользователей произошло аж за 2013 год, а это сразу привлекает внимание: любой человек задастся вопросом, с чего ради снимаются деньги за такой давний период, — подмечает эксперт.
Кроме того, по словам Шавката Сабирова, при взломах счетов некоторые мошенники и вовсе отключают функцию SMS-оповещений пользователя. Для них важно, чтобы об их махинациях узнали как можно позже либо вообще не узнали. Иногда для этого намеренно со счетов крадутся неровные суммы, к примеру, сумма в 1568 тенге, что не особо бросается в глаза.
Основной причиной интернет-мошенничества, которое сегодня происходит в Казахстане, Сабиров считает неосмотрительность людей.
— Бывает, человек ставит на компьютер пароль «123456» или необдуманно записывает на листочке данные. В этих случаях для мошенника попросту складываются благоприятные условия, которыми он и решает воспользоваться. Хакерские атаки, конечно, у нас тоже встречаются, но их не такое огромное количество. Сегодня
злоумышленникам проще взломать пользователей, которые безответственно относятся к свои паролям и хранению персональной информации, чем «ломать» банковскую систему,
— утверждает Сабиров.
По его наблюдениям, хакеры обычно работают там, где им обычно легко замести свои следы и где их незаметно.
— Иначе зачем такой хакер нужен, если понятно, откуда «уши растут». Поэтому сидеть в Казахстане не совсем комфортно для многих современных хакеров. Потому что,
Поэтому, я думаю, Казахстан — не самая лучшая страна для хакеров. Они предпочитают находиться в той, где либо отсутствует правовое поле, либо творится какой-то хаос в системе государственного управления. Или если эта страна пока находится на этапе построения государственной системы где, как говорится, правоохранителям «не до вас».
Поэтому хакеры локализуются там и уже оттуда производят свои манипуляции, в том числе и в Казахстане,
— заключает Сабиров.