Известный политолог Марат Шибутов оценил основные тренды внутренней и внешней политики Казахстана, указав не только на наши сильные стороны, но и на слабые.
В частности, эксперт предрек, что уже к концу года мы увидим «злобный» и решительный парламент, а также объяснил, почему внешнеполитические тренды ближайших союзников — Казахстана и России — могут отличаться. На эти темы Шибутов говорил в Москве на круглом столе «Казахстан – модернизация 3.0», передает Информационно-аналитический центр МГУ.
Презентацию современных трендов внутриполитического развития Казахстана и изменений во взаимодействии государства и общества Марат Шибутов предварил скептической констатацией:
«Существует определенный коммуникационный разрыв между тем, что реально происходит в нашей республике, и тем, что думают об этом в России. Фактически казахстанские СМИ в России не особенно читаются и анализируются, а подразделения российских медиа в Казахстане работают в основном на казахстанскую аудиторию. Поэтому, как мне кажется,
у российской аудитории складывается весьма фрагментарное, «клиповое» восприятие ситуации в нашей стране»
Между тем, как отметил Шибутов, с 2015 года Казахстан проводит масштабные реформы, цели и задачи которых сформулированы в стратегическом программном документе «План нации: 100 конкретных шагов».
За два минувших года в республике уже осуществлены политические преобразования, эффект от которых очевиден. Прежде всего он проявляется в общем росте влияния общественных структур и изменении «лица» государства.
«Если раньше государство в общественном сознании персонифицировалось с определенными влиятельными личностями, теперь становится очевидным:
мощная государственная машина работает не «по звонку», но по стандартным процедурам
Мы постоянно мониторим ситуацию и приходим к выводу, что коррупционные связи уже не работают.
Внутренняя перестройка способствовала тому, что государство, ранее воспринимавшееся как аппарат насилия и распределения бюджета, теперь выступает в иной ипостаси – услугодателя. А с недавних пор еще и модернизатора. Причем модернизация предполагает не только реформы в экономике, но и изменение общественного сознания в самом простом и доступном смысле – люди должны соответствовать уровню развития государства», —
подчеркнул эксперт.
Сильному парламенту понадобятся сильные партии — эксперты
По словам Шибутова, результатом проведенной в Казахстане конституционной реформы стал отказ президента от «сверхполномочий» и перенос ответственности за реализацию экономических программ с президента на правительство. В целом произошло изменение баланса между ветвями власти с заметным усилением полномочий парламента: законодательная власть теперь имеет полное политическое право требовать, критиковать и в случае возникновения поводов отправить в отставку правительство.
Соответственно и уровень ответственности исполнительной власти, лишенной возможности «прикрываться» авторитетом президента, существенно повышается.
«Происходит изменение баланса власти. Пока еще даже внутри страны не все это поняли. Но думаю,
к концу текущего года, когда будет приниматься бюджет, мы увидим достаточно «злобный» парламент, которого не видели на протяжении многих лет», —
считает Шибутов.
Важнейшие внешнеполитические тренды и место Казахстана в мировой политике, по его мнению, определяются в настоящее время успешностью Астанинского процесса, участием республики в Совете Безопасности ООН в статусе непостоянного члена, а также предстоящей деятельностью KAZAID – недавно созданной структуры, которая на примере международных практик будет оказывать помощь ряду государств региона, в частности Таджикистану, Кыргызстану и Афганистану.
https://365info.kz/2017/05/ssha-menyayut-svoyu-strategiyu-v-tsentralnoj-azii/
Помимо Евразийского проекта приоритетным внешнеполитическим вектором является сотрудничество с Пекином
в рамках глобальной инициативы «Один пояс – один путь». Неопределенность остается по поводу перспектив центрально-азиатской интеграции, которые в последнее время на новом витке все чаще обсуждаются в политическом истеблишменте.
В контексте глобальных трендов эксперт обратил внимание на формирование новой геополитической реальности под влиянием «распада» постсоветского пространства.
«Постсоветское пространство разошлось по центрам силы, мы существуем в новых реалиях. Это надо понимать и проговаривать такие вещи.
У Казахстана свое восприятие центров силы, которое может не совпадать с восприятием их в России
К примеру, США – наш крупнейший инвестор в долгосрочные нефтегазовые проекты.
Из общего объема иностранных инвестиций треть составляют американские – около 60 млрд долларов, что больше, чем американские инвестиции во все иные государства постсоветского пространства вместе взятые. Аналогичная ситуация с Китаем», —
отметил Шибутов.
Тем не менее, неоспоримым приоритетом внешней политики Казахстана остается развитие стратегического партнерства с Россией. В этом контексте было отмечено «мощное» экономическое взаимодействие как официальное, так и неформальное.
«Официальный товарооборот между нашими странами составляет около 13 млрд долларов. Но есть еще и неформальный – около 4 миллиардов. То есть взаимодействие населения идет очень активно, прежде всего в приграничных регионах», —
отметил Шибутов, добавив, что
Социальная интеграция в ЕАЭС отстает от экономической — эксперт
развитию взаимодействия мешают крупные корпоративные лобби,
которые, преследуя свои интересы, «расшатывают интеграцию».
Также было отмечено, что в экономическом измерении перед Казахстаном в настоящее время стоят задачи перехода от моносырьевой модели к смешанной, предполагающей развитие, наряду с сырьевыми, промышленных и аграрных отраслей, а также транзитной составляющей, и переход от импортозамещения к экспортоориентированной экономике.
Эти задачи предполагают точечную поддержку государством отдельных отраслей; исключительно рентабельное внутреннее производство, способное покрыть потребности не только Казахстана, но и других стран; активное освоение рынков других стран, прежде всего ЕАЭС и СНГ; стимулирование создания крупных производителей.
Ахиллесовой пятой экономики Казахстана Шибутов определил финансовый сектор, проблемы которого во многом обусловлены большим числом невозвратных кредитов – в республике более 5 миллионов должников, из них более 1 миллиона «проблемных».
«Уже 53% от числа должников или более 567 тысяч человек скрываются от банков. При этом 232 тысячи должников скрывают информацию о своей платежеспособности и наличии у них доходов.
Из указанного количества более 162 тысяч человек, несмотря на наличие доходов, так и не осуществляют платежи по погашению задолженности. Большая часть займов выдана под коммерческую и жилую недвижимость, которая малоликвидна.
Банкам постоянно требуется поддержка, несмотря на вроде бы хорошие финансовые показатели», —
констатировал эксперт.
https://365info.kz/2017/06/kelimbetov-vyskazalsya-o-pensionnyh-dengah-v-mezhbanke-azerbajdzhana/
Еще одна притча во языцех – состояние пенсионной системы.
Количество счетов, на которых размер накоплений превышает 5 миллионов тенге, составляет не более 1%
Если брать усредненные показатели, то картина получается и вовсе неоптимистичной: одним мужчиной накоплено 827 тыс. тенге, женщиной — 623 тыс. тенге.
В заключительной части презентации Марат Шибутов осветил происходящие в Казахстане изменения в социальной структуре общества и культурно-медийные тренды.
Власть Казахстана подчинила себе общественное сознание — эксперт
Было отмечено, что в настоящее время
50% населения страны составляют представители «поколения независимости», люди, никак не отождествляющие себя с советским прошлым
и в большей степени подверженные влиянию глобализации. Однако в условиях информационного общества формирующаяся «параллельная культурная реальность» выступает одновременно и мощным интегратором, возможности которого можно и нужно грамотно использовать, в том числе, для развития гуманитарного измерения евразийской интеграции и эффективного казахстанско-российского сотрудничества.
В этом процессе миссия представителей экспертных сообществ двух государств может быть более значимой и весомой при условии преодоления «коммуникационного разрыва» и организации совместной аналитической деятельности по изучению актуальных и во многом общих проблем развития стран-партнеров.