В чем глубинный смысл присвоения столичному аэропорту имени Елбасы? Что стоит за противостоянием нынешнего и бывшего глав Нацбанка? Можно ли считать старт ЭКСПО удачным?
На все эти вопросы попытался ответить замдиректора Информационно-аналитического центра МГУ по изучению постсоветского пространства Андрей Карпов.
Аэропорт Астаны назвали в честь президента Казахстана — Нурсултана Назарбаева.
Это не просто подарок ко дню рождения Елбасы, а следующий этап формирования особого статуса Нурсултана Назарбаева –
«казахстанского Ататюрка», создателя современной государственности, «Отца нации».
Аэропорты, названные в честь лидеров своих стран
Частота сравнений в местных СМИ и комментариях чиновников, депутатов и экспертов действующего президента РК с создателем турецкой государственности в данном случае не только аргумент в пользу практики «присвоения» — данный вопрос решился как бы естественным путем, а закрепление устойчивой «исторической аналогии». Из этой задачи прямо вытекает активная «подсветка» инициативы в медиа-поле. Хотя, как справедливо отметили некоторые местные эксперты, реакция на вал «разъяснительных» публикаций была довольно прохладной.
С другой стороны, именно так действовала и казахстанская партия власти в 2008-2010 годах в самый разгар полемики о «лидере нации» и пожизненном президентстве. Вспомните ряд исторических деятелей, с которым «равняли» Елбасы – Де Голль, Ататюрк, Ли Куан Ю и даже Марк Аврелий. Сейчас список покороче, но и повод не столь глобален. Неслучайно, что одним из наиболее активных комментаторов по теме выступает сенатор Дархан Калетаев, который в бытность свою зампредом Назарбаева по партии приложил немало усилий для создания «нового образа» главы государства.
Признаться, давно не приходилось с таким интересом изучать публичный спор двух очень умных людей. К сожалению, многие реальные детали истории остаются за скобками открытых публикаций, поэтому аргументация как той, так и другой стороны носит очевидные черты недосказанности. Впрочем, вопрос о том, кто виноват в истории со средствами ЕНПФ, мне представляется в данном случае периферийным.
Возвращение Келимбетова в ЕНПФ: что ждать от финансового «тяжеловеса»?
Если оставить в стороне фактологию и обратиться к сути проблемы, очевидно, что
казахстанские чиновники пытаются не только защитить собственную репутацию в довольно щекотливой ситуации,
но и косвенно затрагивают более общий вопрос – командной ответственности в момент принятия решения. Эта тема актуальна не только для казахстанских экономических властей, но и для российской элиты. У победы всегда много отцов, неудачи (девальвация, рискованные вложения средств ЕНПФ в облигации МБА) остаются круглыми сиротами, или же торжественно назначается стрелочник, который будет обязан принимать на себя все персональные риски.
Но эта модель отношений присуща практически всем постсоветским странам, и переход на цивилизованные рельсы возможен только тогда, когда сама элита будет играть по иным правилам, не только в рамках вопроса о личной ответственности за принимаемые решения. Т. е. это должна быть совсем иная элита.
А пока получается, что в более выигрышной позиции будет тот, кто грамотнее выстраивает свои отношения со СМИ или «продвигает позицию» в социальных сетях. При том, что общая нелюбовь казахстанцев к экономическому блоку во власти неизбежно пробуждает реакцию на публичную полемику двух персон – «оба хороши»!
Несмотря на алармистские прогнозы, старт скорее удался. Любое мероприятие подобного рода открыто для субъективных оценок.
https://365info.kz/2017/06/palmer-vs-ekspo-2017-zhurnalist-vydvinul-pyat-uslovij/
Мнение моих коллег из ИАЦ, которым удалось уже побывать в Астане, – организация мероприятия пока на твердую четверку. Главный минус – дорогие и труднодоступные гостиницы. Что касается содержательного наполнения работы ЭКСПО, какие-то выводы пока делать рано.
Большинству российских журналистов выставка понравилась. Джеймсу Палмеру — не очень. Его право.
Зачем было влезать в эту историю директору департамента по связям с общественностью АО «Астана-ЭКСПО» Сергею Куянову, абсолютно непонятно
Караван идет даже, даже если кому-то из посетителей ЭКСПО «Звезда смерти» показалась не слишком убедительной.