Существование лоббизма в Казахстане экспертами под сомнение не ставится, а вот принесет ли выгоду обществу легализация этого явления — в этом вопросе мнения расходятся.
Своими мыслями о природе и возможности легализации лоббизма казахстанские эксперты поделились с порталом sayasat.org.
Марат Шибутов, политолог: «Лоббирование — это нужная вещь, потому что у нас эта сфера должна регулироваться и выводиться из коррупционных потоков. Чтобы люди честно говорили, они отстаивают такие-то интересы и им платят за это деньги. Законопроект долго лежит в парламенте, потому что кто-то может лишиться доходов из-за легальных лоббистов».
Досым Сатпаев, политолог: «В своей диссертации я предлагал легализовать лоббирование в Казахстане. Все хорошо понимают, что у нас оно существует в рамках внутриэлитных группировок. То есть де-юре у нас лоббирования нет, а де-факто есть.
В свое время я участвовал в экспертизе одного из законопроектов, который регулирует лоббистскую деятельность. Тогда я подчеркнул, что
если мы не примем такой закон, будем постоянно сталкиваться со скандалами,
которые наблюдаем, например, в пенсионной системе или при принятии других решений в казахстанской экономике. Непонятно, чьи торчат уши, кто принимал решение и кто за это ответит?
Предложение о внедрении лоббизма давно витает в воздухе. Я давно являюсь сторонником его легализации именно на основе принятия специального закона. Я изучил практически все законопроекты в этой сфере. Некоторые из них были довольно неплохие, особенно первые. Но последние редакции были очень сырые и некачественные.
Надо понимать, что решения в Казахстане принимаются не только законодательной властью. Надо сказать, что
в политсистеме Казахстана главным игроком является исполнительная власть
Когда мы говорим о регулировании лоббистской деятельности, мне кажется, необходимо, чтобы эта система покрывала всю систему власти, не только парламент.
Во-первых, если объединить проекты законов, убрать сырые моменты, оставить нормы, которые повысят прозрачность аппарата и самое главное – могли бы на легальной основе регистрировать лоббистов, тогда мы могли бы немного, но повысить доверие граждан к процессу принятия политических решений.
Прокурора Жамбылской области обвинили в лоббировании частных интересов
Во-вторых, лоббирование открыло бы дорогу к процессу принятия политических решений для многих институтов гражданского общества. Для структур, которые на данный момент не имеют доступа внутрь «черного ящика» под названием госаппарат.
Когда я активно предлагал легализовать лоббирование, исходил из того, что по мере развития в Казахстане появится такое явление как социальное лоббирование — когда лоббизмом могут заниматься не только элиты или бизнес, но и некая группа граждан, НКО, которые могут собраться и попытаться публично пролоббировать какой-то интересный проект. Это была бы большая польза для граждан, потому что они имели бы дополнительный коммуникационный канал.
Лоббирование – это не коррупция, как у нас принято считать
Когда у человека, принимающего решения, на столе лежит несколько интересных проектов, которые лоббируют различные группы, это уже конкуренция, возможность выбрать оптимальный проект. В таком случае процесс принятия решения будет проходить под контролем. Все намного сложнее, не надо сводить все разговоры только к принятию закона. Надо исходить из того, что если закон будет разработан с экспертами и общественностью, его принятие создаст хороший мультипликативный эффект».
Зубов. Атомпром России лоббирует строительство АЭС в Казахстане
Бурихан Нурмухамедов, директор института национальных исследований: «Лоббирование нужно, чтобы разграничить теневую и не теневую сторону продвижения определенных интересов при принятии определенных решений. При нынешней системе теневой экономики, теневых доходов и расходов лоббизм происходит в виде коррупционного правонарушения.
Видимо, Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции ставит вопрос об определении системы лоббировании тех или иных решений в правовом поле, тем самым более четко определит те явления, которые будут подпадать под коррупционное преступление».
Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей: «Лоббизм на постсоветском пространстве – это узаконенная коррупция. Ничего общего с развитием экономики это не имеет. Ни в коем случае этого допускать нельзя, как и разговоров об этом. Развивая институты лоббирования в парламенте, мы узаконим коррупцию. Должны быть понятные правила ведения бизнеса. МСБ не нуждается в лоббировании, он нуждается в совестливых чиновниках».
Зейнулла Какимжанов, бизнесмен: «Лоббизм — это своего рода посредничество. Поэтому любой посредник – это субъективность мнения. Я считаю, что в этом вопросе должно быть правильное законодательство. Нормы и законы должны быть прямого действия».
Канат Нуров, президент Научно-образовательного фонда «Аспандау», в прошлом финансовый директор «Казахтелекома»: «Вопрос внедрения лоббизма не из области нормативного подхода – нужно это или не нужно. Лоббизм был, есть и будет, потому что всегда были группы особого влияния и интересов. Бизнесмены всегда будут нуждаться в них, это естественный фактор. Это все равно что сетовать на неформальные или официальные партии в обществе. Лоббизм сродни им.
Финансово-промышленные группы будут стараться влиять на госрешения всегда
Нужно сделать так, чтобы лоббирование стало прозрачным, чтобы понять, кто на кого и как влияет. Задача общества в этом вопросе заключается в том, чтобы правительство не подпадало под влияние лоббистов однозначным и полным образом, чтобы публичная политика преследовала прежде всего публичные цели. Если при этом удовлетворяются какие-то частные цели, это нестрашно. Страшно, когда не достигаются публичные цели, потому что достигаются частные».