Люди, занимающиеся благотворительностью, порой оказываются обманутыми. Показателен недавний случай — мать девочки, нуждающейся в пересадке почки, ввела всех в заблуждение и собрала 10 млн тенге. Как получается, что иногда желание помочь оборачивается против благодетелей?
Лидеры общественных благотворительных организаций порой сталкиваются с недовольством со стороны нуждающихся, которым они помогают — люди могут высказать его собранной «подачкой» или пытаются извлечь выгоду из своего положения. Воспринимая помощь как должное, человек забывает сказать простое человеческое «спасибо» людям, оказавшимся неравнодушным к его беде. Такое происходит не всегда, но все же случается.
Доказательство тому — недавний случай со сбором средств для больной девочки на операцию по пересадке почки. За два месяца волонтерам общественного форда «Қайырымды жандар» удалось собрать сумму в 10 млн тенге. Но радость от сделанного доброго дела продлилась недолго: выяснилось, что донором для девочки выступил ее дядя, а сама операция обошлась бесплатно. Теперь мать девочки должна вернуть благотворителям собранные деньги.
По словам психолога Надежды Вырвы,
подобные ситуации возникают вследствие остаточного советского мышления, которое характеризуется убеждением, что государство обязано заботиться о людях
В советский период оно брало на себя все расходы по лечению и реабилитации ребенка, если на то была необходимость. И в идеале, по ее мнению, так и должно быть.
— Нередко я была свидетелем того, что
у простых людей в Казахстане возникает ощущение, что они особенные и имеют больше прав, чем все остальные
Они считают, что все должны крутиться вокруг них и оказывать помощь просто потому, что они есть. Это нарциссическое мировосприятие. Но в то же время у нас в Казахстане большие семьи. Безусловно, родить нескольких детей — это подвиг для женщины, вот она и ждет, что государство и общество поддержат ее в трудную минуту. Но государству не хватает ресурсов, чтобы все успеть, это решают общественные организации, — отмечает психолог.
По словам Бахыт Туменовой, президента ОФ «Аман-Саулык»,
для некоторых казахстанцев характерны установки на патернализм: они убеждены, что в их болезнях виноваты врачи, в неуспеваемости их детей — учителя
То есть такие люди склонны перекладывать ответственность за свою жизнь на государство и других людей.
Туменова отмечает, что когда собранные на лечение деньги используются не по назначению — это рушит веру людей в порядочность. Тогда и хорошие дела начинают подвергаться сомнению.
— Иногда даже электронные кошельки с собранными средствами пытаются взломать — как было в случае с девушкой, потерявшей в ДТП ноги
(Екатериной Парафиевой, — прим автора). Но мошенники на то и мошенники, они существовали во все времена. Поэтому я и не приветствую сбор средств на улице, чтобы не возникло таких случаев — все должно быть прозрачно. А
человек, которому собрали деньги, должен отчитываться перед обществом: говорить, какую сумму получил и какую на что потратил
Такой подход будет только стимулировать взаимопомощь. Я не могу сказать, что скандальные случаи, связанные со сбором средств, случаются часто, но если они возникают, это всегда вызывает резонанс.
Для Екатерины Парафиевой собрали более 17 млн тенге
Вспомнить даже ситуацию со сбором средств для певицы Жанны Фриске — так и неясно, куда делись не потраченные на лечение деньги. История эта так и не получила окончательного завершения, — говорит Туменова.
Надежда Вырва подчеркивает, что в недавней ситуации со сбором средств на пересадку почки девочке никто не учел, что после операции ребенку нужна будет реабилитация.
— Необходимо усиленное питание, возможно, и климат надо сменить — свозить ребенка на курорт. Период восстановления требует присутствия рядом близких, может быть мать не сможет выйти работать, соответственно вынуждена отказывать себе во всем. женщине, у которой болен ребенок, психологически тяжело. Поэтому она и рассчитывает, что общество ее поддержит, — утверждает Вырва.
Но иногда люди обращаются в их ОФ «Центр академической и практической психологии» со странными просьбами.
— Так, недавно к нам
обратилась женщина в возрасте. Говорит, что взяла кредит на празднование юбилея и просит нас помочь его выплатить
Но зачем в отсутствии денег нужно было устраивать той, и почему сейчас общественность должна ей это компенсировать? — недоумевает психолог.
Как бы то ни было, Бахыт Туменова отмечает, что сегодня в Казахстане складывается позитивная тенденция помощи людям, столкнувшимся с болезнью. И в большинстве случаев привлечь помощь удается благодаря содействию СМИ.
— Вот недавно буквально вышла новость, что четыре несовершеннолетних брата в Актобе остались одни — мать умерла, отец не только не помогает, а наоборот, забирает пособия. После этого аким области Бердыбек Сапарбаев сказал, что решит вопрос. Положительно закончилась и история с женщиной, которая мыкалась с семью детьми — ей подарили жилье.
Журналисты в этом плане достаточно хорошо освещают подобные темы, и люди добровольно начинают помогать
Это очень хорошая тенденция, которую надо продолжать, — считает она.
По мнению Туменовой, если со стороны людей, для которых собираются вещи или продукты, возникает недовольство, вероятно помощь этим людям была не так уж и нужна. Но недовольные в таких ситуациях — это скорее исключение из правил.
— Те люди, которые решили помочь, должны отдавать не то, что им не нужно. К примеру, если это вещи, они должны быть чистые. Но в чрезвычайных ситуациях люди рады всему. К нам как-то приезжала профессор, так она рассказывала о спитакских событиях (мощное землятрясение в Армении, случившееся в 1988 году, г. Спитак — прим. автора). Так вот,
тогда все союзные республики оказывали помощь пострадавшим. А Казахстан, как оказалось, отправил юрты
По словам профессора, они в тот момент пришлись очень кстати. Она вспоминала этот эпизод с благодарностью, и именно он сформировал ее впечатление о нашей стране, — рассказывает Туменова.