Надежды тысяч кыргызстанцев купить машину рассыпаются в прах: по прогнозам экспертов, скоро в республике автомобиль дешевле 5 тыс. долларов будет трудно отыскать.
Причины нерадужных для простых кыргызстанцев вестей с авторынка выяснил Sputnik Кыргызстан.
Если всего год назад кыргызстанцы ломали голову над тем, как продать машину, то сейчас стало не так-то просто ее купить. По подсчетам экспертов, цены на автомобили за год выросли от 5 до 30 процентов, и приобрести авто в хорошем состоянии стало проблематично. По словам скупщика автомобилей Тимура Сайметдинова, сейчас работы у него прибавилось.
https://365info.kz/2017/04/kak-podelyat-avtorynok-astana-i-tashkent/
«В основном
поднялась стоимость недорогих автомобилей в приличном состоянии
Мы больше не стараемся найти супер-хорошее авто, и все равно поиск занимает гораздо больше времени. Да и клиенты готовы брать то, что есть», —
рассказывает предприниматель.
О том, что стало сложнее купить новый автомобиль, рассказывает и исполнительный директор авторынка РИОМ Айбек Баратов.
«Сейчас мы дошли до такой ситуации, что
люди приходят на авторынок и не могут найти желаемую машину
Раньше нужных вариантов было аж пара десятков, а теперь лишь 1-2. Создается определенный ажиотаж», —
подчеркивает Баратов.
По его словам, цены на рынке на недорогие ходовые модели поднялись на 10-15 процентов, а популярные внедорожники прибавили в стоимости все 20. Так, всего за год средняя стоимость поддержанного Lexus GX увеличилась с 16 до 20 тысяч долларов.
Недвижимость пошла вверх, но авторынок тонет
По словам президента Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергея Пономарева, во многом виновата автомобильная лихорадка 2014-2015 годов.
«Перед вступлением Кыргызстана в ЕАЭС многие решили подзаработать. Люди взяли кредиты, заложили дома, чтобы купить машины. Они планировали перепродать их в Россию и Казахстан, однако выяснилось, что по закону этого делать нельзя. Стало понятно, что
в таком количестве в Кыргызстане эти машины никому не нужны», —
рассказывает Пономарев.
По словам эксперта, переизбыток машин и необходимость выплачивать кредиты привели к тому, что автомобили продавались по бросовым ценам. Рынок обрушился.
«Люди больше не хотели завозить в страну автомобили. Те машины, которые были еще тогда массово ввезены, постепенно распродались. Отсюда и нынешнее повышение цен», —
отмечает экономист.
Авторынок Казахстана стремительно падает
Независимый эксперт Кубат Рахимов обращает внимание и на тот факт, что при вступлении в ЕАЭС таможенные пошлины за ввоз автомобилей из-за рубежа возросли, а технические требования к ним ужесточились.
«Сейчас кто-то продолжает завозить автомобили по старым схемам, но это скорее единичные случаи.
Не все готовы заплатить 5-7 тысяч долларов только за таможенные пошлины
Но я знаю, что подобное случается», —
отметил экономист.
Эксперт напомнил и о том, что автомобили, которые в какой-то момент стали привозить из России, за год подорожали только потому, что рубль укрепился по отношению к сому.
«Россияне как продавали, так и продают за рубли. Из-за курсовой разницы цены на российские товары всего за полтора года поднялись на треть», —
отметил Рахимов.
Вторичный авторынок Казахстана: продажи растут… и цены тоже
Плохие новости для тех, кто еще не купил себе железного коня: эксперты единогласно прогнозируют дальнейшее повышение цен. Хотя бы потому, что стоимость растаможки ввозимых машин также увеличивается каждые полгода.
«Это неизбежно! На своем опыте могу сказать, что
в среднем подержанные машины будут дорожать на 3-5 процентов в год. Это однозначно», —
подчеркнул Пономарев.
Единственное, что может повлиять на стоимость бывших в употреблении автомобилей, — это новенькие машины, завезенные в Кыргызстан прямо с конвейеров. Как предполагают эксперты, недорогие модели могут вытеснить с рынка подержанные.
«Стали активнее работать банки и официальные дистрибьюторы. Теперь человек за 10-15 тысяч долларов может приобрести совершенно новую машину. При этом не обязательно платить сразу: многие компании позволяют рассчитаться с долгами в течение года», —
подчеркнул Баратов.
По данным менеджера по маркетингу Autocenter Estocada Элиты Каниметовой, за год продажи новых автомобилей выросли в два раза.
«Мы не поднимаем цены, более того, в конце 2016 года наша компания запустила новое предложение. Теперь автомобиль можно купить в рассрочку, без процентов», —
отметила она.
Авторынок Казахстана ждут серьезные изменения — эксперты
Эксперты сходятся во мнении, что эра недорогих подержанных машин подходит к концу. Как отмечает бизнесмен Артем Трифонов, машины дешевле 3-5 тысяч долларов со временем вообще исчезнут.
«Скорее всего, будем жить, как в России, Казахстане: брать кредиты и ездить на новых авто
Машин за 3-5 тысяч долларов не останется, ведь к определенному времени без нового завоза эти автомобили окажутся в настолько удручающем состоянии, что не будет смысла их покупать», —
считает Трифонов.
А вот спрос на машины бизнес-класса, напротив, повысится, уверен аналитик компании LALAFO Юрий Башкатов.
«Тренды очевидны: спрос на дорогие автомобили будет расти, как, впрочем, и цены на них. Думаю, что для состоятельных кыргызстанцев желанными марками окажутся такие бренды, как Audi, Mercedes, BMW», —
отметил Башкатов.
Готовы ли казахстанцы покупать дорогие авто?
По мнению Баратова, в течение следующих пяти лет автопарк в стране будет обновляться.
«Официальные представители автоконцернов уже начинают открываться здесь. Очень активно вышли на рынок Renault и Kia», —
пояснил он.
Рахимов уверен, что рынок подошел к новой фазе и она благотворно скажется на дорожной ситуации.
«Во-первых, новые автомобили экономичнее, во-вторых, они не так пагубно влияют на экологию. Но самое главное — они безопаснее
Сейчас 80 процентов того, что ездит по улицам Бишкека, — это болиды
У нас отменили техосмотр, и поэтому мы не догадываемся, работают ли у них тормоза или нет», —
отмечает экономист.
По его мнению, авторынок в том виде, в котором он пребывает сейчас — подержанный и бессистемный, вот-вот должен умереть.
Асель Минбаева