При крайне незначительном увеличении количества сделок в интернете, их денежный объем вырос на 45,4%. Более бурному росту мешают те же факторы, что тормозят и рост традиционной торговли.
По данным Комитета по статистике, в 2016 году объем интернет-торговли в Казахстане составил 226,4 млрд тенге – на 45,4% больше показателей 2015 года (тогда объем сделок составлял 155,7 млрд тенге). Добиться роста удалось во многом благодаря конечным потребителям: розничные продажи и реализация услуг за год значительно выросли, тогда как объем оптовой торговли остался примерно на уровне 2015-го года.
Однако рост объемов торговли не означает, что казахстанцы стали чаще чаще выбирать интернет-магазины в качестве площадок для шопинга. Объем сделок за год увеличился всего на 0,9% (до 51,1 млн), тогда как средний чек – на 44,2%. При этом в розничной интернет-торговле каждый заказ обходился покупателю в 5105,9 тенге, что лишь на 2,7% выше показателя 2016 года (это намного ниже уровня инфляции). В оптовой торговле и секторе услуг увеличение показателя заметно выше – 30% (до 20613 тенге) и 129% (до 2469,9 тенге) соответственно. При этом и там, и там количество сделок снизилось (но в 2015 году объем услуг через интернет считался Комитетом по статистике без учета услуг интернет-банкинга).
Таким образом, казахстанцы готовы тратить в интернете больше средств, но количество покупателей при этом практически не меняется.
В 2016 году произошло значительное изменение структуры интернет-торговли. Казахстанцы стали активно отказываться от сделок по одним категориям товаров, но при этом стремительную популярность набирали другие. В розничном сегменте отмечается снижение объема покупок продовольственных товаров с 3,1 до 2,9 млрд тенге (падение во многом обусловлено «просевшим» рынком Астаны, где за год торговля снизилась с 848,8 до 322,3 млн тенге).
Непродовольственные товары, наоборот, становятся все более востребованными. Наиболее растущим сегментом электронной розничной торговли становится рынок строительных материалов. В 2015 году объем совершенных сделок составил 584,6 млн тенге, в 2016 – на 13,1 млрд тенге больше, что сделало эту категорию товаров самой востребованной.
Намного популярней стала и покупка в интернете одежды и обуви: этот сектор вырос за год более чем вдвое (с 6,5 до 13,5 млрд тенге). Почти в 2 раза больше казахстанцы стали тратить и на бытовые электронные приборы – 8,3 млрд тенге против 3,8 млрд тенге годом ранее.
При этом рост отмечается не по всем категориям. Например, торговля в интернете дорогими товарами переживает спад. Объем сделок по ювелирным изделиям и часам за год сократился с чуть более 1 млрд тенге до 111,1 млн тенге, продажи мебели упали с 4,8 млрд до 181,2 млн тенге. Менее востребованными стали и цветы: снижение с 269,7 до 26,7 млн тенге.
Большинство сделок в оптовой торговле осуществляется по одной из двух категорий: косметические средства и туалетные принадлежности (22,9 млрд тенге, + 13,5% за год) или автомобильные запчасти (20 млрд тенге, + 111,9%).
В сфере услуг наиболее востребованными являются те, что так или иначе связаны с поездками и туризмом. 29,3 млрд тенге казахстанцы потратили на покупку билетов на различные виды транспорта (в 2015 году – 4,5 млрд), 5,2 млрд – на бронирование мест размещения (в 2015 – 3,3 млрд).
Диверсификация рынка позволила увеличить объем сделок, теперь востребованы не только товары повседневного и индивидуального пользования (косметика, одежда), но и электроника (бытовая, сотовые телефоны, компьютеры), а также различные средства для ремонта (как зданий, так и транспортных средств). Казалось бы, организовать торговлю ими можно в любом уголке Казахстана. Но по факту, рынок имеет четкие центры.
Одной из проблем развития интернет-торговли в Казахстане является то, что практически все торговцы расположены в одном из трех регионов республики: Алматы, Астане или Карагандинской области. При этом доля этих регионов растет: в 2015 году на них было сосредоточено 89,5% сделок, год спустя – 91,2%.
На долю Алматы, например, приходится 89% оптовой и 74,1% розничной торговли интернет-торговли Казахстана. За год общий объем овершенных сделок по данным Комитета по статистике вырос на треть или 40 млрд тенге. В Астане рост сделок составил 93% (или на 8,2 млрд тенге), в Карагандинской области – 234,7% (на 18,9 млрд тенге).
Наиболее отстающими в развитии интернет-торговли регионами Казахстана по данным Комитета по статистики явлются Алматинская (466,7 млн тенге по итогам 2016 года), Кызылординская (401,8 млн тенге) и Мангыстауская (1,4 млн тенге) области.
Рост интернет-торговли в Алматы и Астане отчасти связан с тем, что на долю этих двух городов приходится почти 72% от общего объема оказанных в 2016 году услуг по осуществлению доступа к интернету (148,5 млрд тенге в сумме). Но, например, показатели Карагандинской и Алматинской области примерно равны (6,4 млрд и 6 млрд тенге соответсвенно).
При этом в Алматинской области по данным Комитета по статистике из каждых 100 человек в 2016 году доступ к высокоскоростному интернету имели 8, в Мангыстауской – 10, в Кызыординской – 6. В регионах-лидерах этот показатель выше: 12 в Карагандинской области, 15 — в Астане, 50 – в Алматы. Для сравнения: в среднем по республики из 100 человек в 2016 году фиксированный доступ к высокоскоростному интернету есть у 13.
Однако слабое распространение интернета в регионах – не единственная причина, сдерживающая рост интернет-торговли. По данным опроса Комитета по статистике лишь 28,7% респондентов считают, что факторов, тормозящих развитие, нет – в 2015 году таких было 36,8%. Среди же наиболее актуальных проблем — недостаток собственных финансовых ресурсов (34,3% против 26,7% в 2015 году) и рост конкуренции на внутреннем рынке (34,4% против 29,9%). В этом отмечается большое сходство между продавцами в сети и традиционными ритейлерами: последние также часто указывают на эти факторы.
Респонденты также указали и на растущее недоверие населения к интернет-торговле: в 2016 году такой ответ дало 18,2% опрошенных, годом ранее – 17%. При этом тех, кто считает, что интернет торговля менее прибыльна по сравнению с традиционной, стало меньше – 9% против 9,5% годом ранее. Что касается проблем логистики, то они в случае с интернет-торговлей куда менее актуальны, — на них указали 7,3% респондентов.