В 2017 году начнет свою работу Зона свободной торговли между странами ЕАЭС и Ираном. Ожидается, что это позволит Казахстану в перспективе получить дополнительные полмиллиарда долларов экспорта. Но пока в ожидании этого события стороны замораживают торговые отношения, значительно снижая товарооборот.
В конце мая 2017 года, отвечая на запрос депутатов, министр нацэкономики Тимур Сулейменов, назвал страны, рынки которых вызывают у Казахстана «высокий интерес» для сбыта несырьевых товаров:
С рядом стран торговля облегчена: Кыргызстан и Беларусь входят в состав ЕАЭС, с Вьетнамом действует договор о зоне свободной торговли (ЗСТ), аналогичное соглашение может быть подписано и с Индией (переговоры по этому вопросу уже начаты). Следующий шаг – улучшение торговых взаимоотношений с Ираном.
В начале июня было объявлено, что между странами ЕАЭС и Ираном уже в этом году заработает временное соглашение о ЗСТ, которое коснется ограниченной части товаров, представляющих наибольший экспортный интерес для сторон. В случае если страны ЕАЭС и Иран посчитают преференциальную торговлю эффективной, в дальнейшем возможен переход к полноформатной ЗСТ.
Предполагается, что временное соглашение заработает уже к концу 2017 года. По прогнозам Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), ЕАЭС получит возможность увеличить сбыт на 1,4 млрд долларов. Больше трети — 508 млн — будет приходиться на Казахстан. В 2016 году экспорт в Иран составил 550,9 млн долларов, то есть показатель может увеличиться почти в два раза.
По прогнозам ЕЭК, экспорт из ЕАЭС в Иран придется в основном на отрасли обрабатывающей промышленности.
«На эту долю приходится 83,1% общего прогнозируемого увеличения экспорта из ЕАЭС в Иран. Это касается медикаментов, поверхностно-активных веществ, бумаги, одежды, продукции сталелитейной промышленности, различных видов механического и электрического оборудования, автомобилей и другое. Общие объемы экспорта могут возрасти на 73%», — прогнозируют в комиссии.
Иран слишком важен: почему Москва не пожертвует Тегераном ради США
Ряд этих отраслей в Казахстане развивается, однако говорить о возможности массовых продаж за рубеж пока не приходится – для начала необходимо укрепиться на своем рынке. Однако это не значит, что предложить нечего.
По итогам января-апреля 2017 года, экспорт в Иран составил 110,2 млн долларов, что намного хуже показателей за аналогичный период 2016 года, когда было продано товаров на 179,1 млн долларов. Таким образом, снижение экспорта составило 37,5%.
Произошло это за счет сокращения продаж ключевых товаров: плоского проката и сельхозпродукции. Металлурги сейчас заняты российским рынком, куда и сбывается большая часть производства. Потому продажи в Иран упали с 93,1 млн до 63,7 млн долларов.
Продажи ячменя сократились с 47,4 до 37,1 млн долларов (но при этом Иран остается ключевым покупателем), пшеницы и меслина – с 31,9 до 1,5 млн долларов.
В этих секторах и кроется основной потенциал для роста экспорта.
Иран уже сообщил о намерениях расширить аутсорсинг казахстанских сельхозугодий для выращивания и последующей отправки в свою страну ряда агрокультур
Кроме того, Казахстан может стать экспортером уранового концентрата. Иран в этом заинтересован, но для осуществления сделки необходимо получить разрешения многочисленных международных организаций.
Импорт из Ирана в отличие от экспорта в январе-апреле увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года почти в полтора раза и достиг 19 млн долларов. Главные товарные позиции – это продукция сельского хозяйства: финики, орехи, инжир и прочее.
Однако помимо них есть и еще одна статья импорта – цемент. За 4 месяца 2017 года Казахстан приобрел у Ирана продукции на 1,85 млн долларов, что в 2,3 раза показателей годовой давности. Всего за январь-апрель в РК было ввезено продукции на 9,8 млн долларов, что делает Иран важным поставщиком. Учитывая, что
импорт цемента в Казахстан растет (+63,6% за год), это может стать одной из важных торговых цепочек, объединяющих страны
Кроме того, в Иране быстрыми темпами растет автомобильная промышленность: здесь расположен ряд крупных заводов, на которых изготавливается в том числе и продукция французских автомобильных брендов.
Еще одним интересным для Казахстана видом продукции могут стать сельхозкультуры: Иран выращивает бобовые, хлопок, сахарный тростник, табак, чай.
В отличие от того же Вьетнама, с которым у ЕАЭС действует договор о ЗСТ, иранский рынок привлекателен тем, что между ним и Казахстаном действует развитая транспортная инфраструктура. Доставка товаров может осуществляться как посредством запущенной в 2014 году железной дороги, проходящей через Туркменистан, так и через порты, расположенные на Каспийском море. Также это позволит казахстанским предпринимателям использовать Иран как транзитную страну при выходе на рынки Ближнего Востока и Африки (торговля с «черным континентом» сейчас находится на незначительном уровне, однако интерес к этому рынку у производителей есть). Аналогично и Иран может использовать казахстанскую логистическую базу для выхода на российский и китайские рынки.
Казахстан снижает цены на экспорт, чтобы преодолеть кризис
Кроме того, договор о зоне свободной торговли может дать толчок к развитию торговых отношений и в новых отраслях. Не исключено, например, что в Казахстане окажется востребованной продукция нефтепереработки, в результате чего на место российского бензина придет иранский. Или, к примеру, Иран начнет закупать железнодорожные вагоны, производство которых в РК растет стремительными темпами.
В любом случае, договор начнет действовать до конца 2017 года, а значит по итогам первого квартала 2018 г. можно будет делать первые итоги.