Именно в такую сумму перевозчику обошлось устное указание транспортного прокурора Торабекова не выпускать из аэропорта Астаны самолет для перегона в Алматы.
17 мая 2017 года около полуночи самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air вернулся в аэропорт Астаны почти сразу после взлета — в кабине пилотов сработала индикация о неубранном левом шасси. Решение разобраться в причинах неисправности было принято экипажем, хотя по технике эксплуатации неисправность шасси позволяла продолжать полеты еще в течение двух дней и никакой угрозы для пассажиров не несла.
Несмотря на то, что пилоты при возвращении в аэропорт Астаны сообщили наземным службам о штатной посадке, руководство полетов аэродромного диспетчерского центра зачем-то объявило сигнал «Тревога». В результате Fokker-100 в аэропорту встречали аварийно-спасательные службы в полном составе. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал, сам самолет также при посадке никаких повреждений не получил, так как стойки шасси работали исправно.
К часу ночи 18 мая, когда инженерно-авиационная служба Bek Air убедилась в исправности самолета для его технического (без пассажиров) перелета в Алматы, управление по расследованию авиапроисшествий Министерства по инвестициям выдало компании разрешение на вылет. Целью перегона в Алматы была проверка самолета для дальнейшей эксплуатации. Главный центр по планированию воздушного движения «Казаэронавигации» о данном решении был уведомлен. Вылет в Алматы был запланирован на 2 часа ночи 18 мая.
Однако дежурный прокурор авиационной транспортной прокуратуры Астаны Нариман Торабеков отдал диспетчерам устное распоряжение «не выпускать» борт. Несмотря ни на какие разрешения. В материалах разбирательства имеется распечатка переговоров Торабекова с диспетчером:
Запрет на перелет был снят только вечером 18 мая, спустя 15 часов после начала разбирательства. Пока руководство авиакомпании разбиралось по поводу простоя самолета в аэропорту, начальник отдела дознания ЛОВД Козыбаков зарегистрировал в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР) материал и возбудил дело по 344 статье Уголовного кодекса. Эта статья предусматривает ответственность за нарушение безопасности движения воздушного судна, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. В случае с Fokker-100 ни того, ни другого, к счастью, не произошло.
Как потом выяснилось, ни полицейский, ни прокурор не знали о существовании совместного указания главного транспортного прокурора и начальника ДВД на транспорте о том, чтобы не регистрировать в ЕРДР авиационные события до тех пор, пока они не будут расследованы специальной комиссией.
Окончательный отчет по расследованию события был готов только 26 июня. И он показал, что происшествие 17 мая нельзя классифицировать как инцидент
Следовательно, никаких уголовных дел по этому поводу быть не должно.
В начале июня авиакомпания Bek Air подала в суд на «Казаэронавигацию» о признании незаконными действий диспетчерской службы, которая запретила вылет Fokker-100 для технического перегона в Алматы. По данным Bek Air, 15-часовой простой самолета в аэропорту стоил компании 8 сорванных рейсов, расходов по отправке пассажиров другими рейсами, размещению их в гостиницах. Общая сумма ущерба составляет около 200 тысяч долларов. В качестве соответчиков по иску авиакомпания привлекает и того самого дежурного прокурора Торабекова, а также начальника отдела дознания ЛОВД Козыбакова, чьи действия нанесли компании материальный и репутационный ущерб.
Следующее судебное заседание состоится в Специализированном межрайонном экономическом суде Астаны 28 июня.