Доля сельского хозяйства в ВВП страны неуклонно падает, говорит статистика. Чтобы агропром давал деньги, нужно… давать деньги агропрому, убеждены эксперты.
Такого мнения придерживается депутат мажилиса Сапархан Омаров, о чем он написал в запросе на имя премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева. Парламентарий обратил внимание главы правительства, что банки второго уровня сокращают финансирование сельского хозяйства.
— Доля сельского хозяйства в объеме ежегодной выдачи банковских кредитов упала с 7,8% в 2011 году до 2,5% в 2016 году. Для сравнения: это меньше доли сельского хозяйства в структуре ВВП республики, составившей в 2011 году 4,9%, а в 2016 году — 4,6%, — утверждает мажилисмен в запросе.
Как поднять сельское хозяйство Казахстана в ближайшие 20 лет?
Депутат уточнил, что частично это компенсировал холдинг КазАгро, «осуществивший фондирование БВУ для последующего кредитования субъектов АПК в 2014 году на 20 млрд тенге, в 2015 году на 44 млрд тенге, в 2016 году на 33 млрд тенге». Но
изначально источником средств в этом случае является государственная казна
С каждым годом денежный поток все больше мелеет. По мнению мажилисмена, в первую очередь это объясняется отсутствием залогов у мелких фермеров. Им нечего предложить банкам, а те боятся кредитовать без залогов. Кстати, не только сельское хозяйство.
Запахло кризисом: у строителей растут просрочки по кредитам
Одновременно крестьян отпугивают от банков высокие проценты и длительные сроки оформления кредитов.
— Доступ к банковскому кредитованию имеют в основном крупные субъекты аграрного сектора, у которых есть высоколиквидные залоги, — делает вывод Омаров.
Дальнейшая логическая цепочка проста: нехватка денег сдерживает развитие аграрного сектора. На повышение урожайности и увеличение поголовья скота остается только надеяться, считает депутат.
Чтобы банки охотнее раскошеливались, фермеров средней руки (и более мелких) следует обеспечить залогом. В этом качестве могла бы выступить земля, но на ее приватизацию пока действует мораторий. Омаров предложил ввести механизм, который мог бы инструментом залога сделать еще несобранный урожай — ввести так называемые аграрные расписки. Для чего разработать специальный закон «Об аграрных расписках».
— Следует рассмотреть опыт других стран. Аграрная расписка — это возможность быстро и недорого получить оборотные средства для выполнения всех технологических процессов сельхозпроизводства под залог будущего урожая. Это то, чего на сегодняшний день не хватает нашим фермерам, — уверен депутат.
https://365info.kz/2017/05/pochemu-podderzhka-agroproma-ne-daet-nuzhnogo-effekta-vsemirnyj-bank/
В качестве аргумента Омаров привел пример Бразилии, где аграрные расписки были внедрены в 1994 году, а сегодня обеспечивают большую часть оборотного капитала.
В цифрах это примерно 20-30 млрд долларов США в год
— На аграрные расписки приходится 20-40% от стоимости всех финансовых инструментов в сельском хозяйстве. К слову сказать, Бразилия является вторым по величине производителем продуктов питания и крупнейшим экспортером продовольствия в мире, — утверждает депутат.
https://365info.kz/2017/06/desyat-stran-s-kotorymi-kazahstan-torguet-vse-huzhe-i-huzhe/
Мажилисмен считает, что внедрение института аграрных расписок в Казахстане позволит:
Экономист Магбат Спанов полагает, что одними точечными мерами вроде аграрных расписок упадок сельского хозяйства не остановить.
Почему аулы депрессивны, а аким Бакауов не говорит на казахском?
— Эта тенденция началась не вчера, а сразу после развала СССР. Например, в 90-м году доля сельского хозяйства в ВВП составляла 34%, сейчас она от 2% до 6% в разные годы, — говорит Магбат Спанов. — Это было связано с инвестиционной политикой,
деньги в основном направлялись в нефтегазовый сектор
В предложении депутата Спанов видит определенный резон, но считает предлагаемые меры «каплей в море», которая в целом на ситуацию повлиять не сможет. Хотя к идее призывает отнестись с осторожностью.
— У нас любую новинку часто стараются сразу внедрить во всей стране, вместо того чтобы сделать пилотный проект и посмотреть, как это работает. Через 2-3 года мы начинаем расхлебывать последствия. Так что лучше сначала апробировать на каких-то регионах, а потом уже дальше смотреть, — предупреждает он.
Но этого мало. По мнению Спанова, отечественному агропрому требуется решительный реформатор и серьезные изменения. Во-первых,
нужно продолжить приватизацию земель
https://365info.kz/2017/04/prodavat-zemli-inostrantsam-mozhno-i-nuzhno-ekonomist/
— С определенными оговорками и ограничениями, но продолжить. Например, не разрешать приватизировать приграничные земли. Не разрешать продавать землю иностранцам — хотя бы первые 15-20 лет, а там можно еще раз подумать, — уточняет он.
Во-вторых,
следует активнее восстанавливать аналоги колхозов и совхозов — сельскохозяйственные кооперативы
По мнению экономиста, одна из причин, почему отечественный агропром сдал позиции — как раз ликвидация колхозов.
— У нас есть огромные земельные площади. В советское время под пшеницу под пашни использовали где-то 40-42 млн га. Сейчас 20-21 млн га. А население с тех пор выросло, — говорит Спанов. — Существует 4 фактора производства для эффективной работы. У нас пока задействованы только 2 — рабочая сила и капитал. Третий — инновации — пытаемся как-то сделать, а вот земля оказалась вообще не задействована.
Экономист обращает внимание, что в стране слишком разные климатические условия, и если на юге могут неплохо работать и мелкие хозяйства, то центральному и восточному Казахстану требуются крупные объединения.
Кроме того, по мнению Спанова, для пущей конкурентоспособности стоит обращать внимание на сопутствующие производства. Например, не хватает качественной упаковки, и
«наши сельхозтовары красивы только на словах»
В третьих, большая проблема в том, что у министерства сельского хозяйства (как и у остальных тоже) «нет преемственности в экономических программах».
— Из всех министров сельского хозяйства больше всего запомнился предпоследний — Мамытбеков. Он предложил реально работающую программу субсидирования животноводства до 2020 года, где все четко было расписано. Потом он ушел после митингов против Земельного кодекса, а новый министр посчитал, что это не его программа — и закрыл. А фермеры уже начали работать, понабрали кредитов в расчете на прописанные в ней льготы. Думали, что успеют развиться и после 2020 года отдадут. А в итоге оказались ни с чем.
После этого какой фермер будет верить государству и брать кредиты?
— вопрошает Спанов.
Госпрограмма по экспорту мяса оказалась зарублена — статистика
Как резюмирует экономист, изменения должны проходить сразу на многих уровнях. Это потребует «перестройки законодательства», серьезных финансовых инвестиций, четкой стратегии в сельском хозяйстве и много чего еще. Но изменения нужны, если мы хотим повышать уровень жизни не формально, а на самом деле.