Атамбаев хотел показать всем, что он с претензией, и ему за это ничего не будет, считает политолог Данияр Ашимбаев.
Алмазбек Атамбаев, посетив церемонию открытия ЭКСПО-2017, заявил, что если бы он потратил 3 млрд долларов на выставку, его бы сожгли. Чтобы эта фраза не звучала чрезмерно колкой, президент Кыргызстана добавил, что народ до сих пор припоминает ему более дешевые по расходам международные мероприятия.
Политолог Данияр Ашимбаев вспоминает, как за 25 лет независимости развивались отношения между Казахстаном и Кыргызстаном и как казахстанская дипломатия реагировала на события в регионе. В целом, получили то, что заслужили.
— Две истории в тему. Десятилетие независимости Казахстана. Приехала куча делегаций, от Кыргызстана приехал Аскар Акаев. А в Казахстане есть орден для глав иностранных государств «Алтын Кыран», которым в свое время были награждены Борис Ельцин, Владимир Путин, Жак Ширак и другие. И вот идет прямой эфир, Акаев стоит с белой президентской лентой, начищенный как пятак, с бокалом шампанского в руках. Ждет нашего президента. Тот появляется с небольшим опозданием в минут 5. Подходит, хлопает Акаева по плечу и обращается к присутствующим: «Дорогие друзья, сегодня наш праздник, к нам приехал наш старый друг Аскар Акаев, который одним из первых признал нашу независимость. С самого начала он был рядом с нами. Сегодня было принято решение — мы награждаем его высшим орденом Казахстана».
Акаев расплывается в лице, улыбается, а президент с небольшой паузой продолжил: «Орденом «Достык» второй степени». Надевает ему орден, чокается и уходит. А Акаев как стоял в оцепенении, так и остался стоять
Вторая история. Когда на 15-летие независимости в Астане открывали Дворец мира и согласия, приехал президент Узбекистана Ислам Каримов. Наш президент возил его по Астане, показывал достопримечательности. Я смотрел трансляцию по телевидению — было видно, как у старого финансиста Каримова в глаза счетчики тикали, он прикидывал, сколько это все стоит. Ему показали Байтерек, Дворец мира и согласия. С каждым новым строением у Каримова выражение лица становилось все более говорящим: «Зачем вам все это нужно»? И в тот момент, когда президент Узбекистана совсем оцепенел от всей этой роскоши, диктор телевидения радостно выдает: «Вот как говорил когда-то великий Навои, когда узбек идет за казахом, он не заблудится».
Манеры Атамбаева — игра на кыргызскую публику — Сатпаев
Так что у киргизов реакция на происходящее сейчас в Астане была вполне естественной.
— У них же еще электоральный период пошел. Может, президент таким образом хотел на публику сыграть?
— Мне кажется, что большинству народа Кыргызстана не до всех этих высоких политтехнологий. Там уже пошел какой-то сумасшедший пиар.
— Кстати, это первое высказывание со стороны представителей политического олимпа Кыргызстана, колкостей много уже было. И наши это терпят.
— С узбеками наши дипломаты обменивались колкостями все 25 лет за время президентства Ислама Каримова. Итог очевиден — наш президент вышел в финал. Титул первенства в регионе многие годы между собой делили именно главы Узбекистана и Казахстана. Туркменбаши не лез в эту гонку, потому что строил себе памятник. Кыргызстану и Таджикистану было вообще не до борьбы за титулы. И с уходом Каримова стало понятно, что президент Казахстана чисто хронологически стал главнее всех в регионе.
Атамбаев, делая свое заявление об ЭКСПО, думаю, хотел показать узбекам и таджикам, что он с претензией, и ему за это ничего не будет. Пытается побороться за рейтинг влиятельности
Когда создавалась Евразийская экономическая комиссия, в Кыргызстане потребовали кучу преференций. То есть в обмен на потенциальные договоры потребовали строительство двух электростанций, инвестиции в строительство завода, льготные поставки на ГСМ в течение 5 лет и полное открытие для киргизов казахстанского рынка труда. Хотя на предыдущих переговорах ничего подобного озвучено не было. И вдруг в последний момент, за месяц до подписания, они выдвинули вот такой ультиматум. С расчетом на то, что раз подписание намечено в Астане, казахи не станут срывать «сделку».
А наши в ответ закрыли таможню, в результате чего Дордойский рынок парализовало на месяц. К тому времени в Кыргызстане запахло социальным бунтом и революцией, поэтому они в итоге подписали договор без всяких своих ультиматумов
Но у наших политиков осадок все равно остался.
— А до этого политики Кыргызстана неоднократно грозились вернуть в госсобственность все санатории, принадлежащие казахстанцам. То есть обмен колкостями тянется не первый год. И начали не наши. Или не так?
— Для Министерства иностранных дел Казахстана комментировать подобные заявления соседей — тема слишком мелкая. Когда еще был жив Чингиз Айтматов, наши хоть как-то еще реагировали. А потом дошло до того, что даже Булата Утемуратова забыли освободить от должности советника представительства в Киргизии. Это как бы демонстрирует уровень отношения.
— Одно время модно было покупать в Кыргызстане банки и заводики, но потом это прекратилось. На Иссык-Куле остались какие-то и частные, и государственные базы отдыха, но они в такой собственности, что «отжать» их обратно вряд ли хватит возможностей.
А по пограничному вопросу наши находятся в более выгодной позиции за счет того, что кыргызстанский экспорт завязан на Дордое. Энергетическую дугу после заявлений о строительстве электростанций мы замкнули без участия соседей.
— Плюс это наш сосед.
— Что особо никого не волнует. Потому что и между народами тоже в отношениях не все гладко. Отношения между странами испортились еще во времена Акаева. Кроме того, осталось какое-то надменное отношение к кыргызстанским товарам как к второсортным. Ни одному производителю Кыргызстана не удавалось еще прийти в Алматы и торговать здесь по рыночным ценам. По бросовым и на условиях казахстанских посредников — да. Но по рыночным — нет. Хотя все эту систему ценообразования понимают. И еще осознают, что именно Кыргызстан закрывает казахстанский рынок по животноводству и сувенирной продукции.
Это омерзительное отношение двух народов друг к другу не может не накладывать отпечаток на поведение политиков
Хотя под словами Атамбаева, между нами говоря, подписались бы многие казахстанцы. Но раз их сказал Атамбаев, на него сразу навешали всех собак.