По прогнозам экономиста, нефтедобыча и дальше будет способствовать экономическому росту, а вот в строительстве грядет период застоя.
В Казахстане по итогам первых четырех месяцев 2017 года наблюдается ускорение роста по большинству отраслей экономики. По данным министра нацэкономики РК Тимура Сулейменова, рост ВВП за этот период составил 3,7%. Этого, по его словам, удалось добиться благодаря росту добывающих и обрабатывающих отраслей, строительства и сферы услуг.
Оживление наблюдается в нефтепереработке, фармацевтике, производстве металлургической продукции, неметаллической минеральной продукции, а также машиностроении. Министр также отмечает, что в агропромышленном комплексе объем производства валовой продукции сельского хозяйства сохранился на положительной отметке 2,9%. Положительную динамику сохраняет и строительство, увеличившись на 6,1%.
Экономист Алмас Чукин считает, что учитывая слабые показатели предыдущих лет, рост закономерен.
— От низкого уровня легче расти, — уверяет он. — У нас Кашаган начал активную нефтедобычу, а это большие деньги.
На Наурыз добыча нефти уже достигли 2 млн тонн.
К тому же любая новая нефть сразу уходит на экспорт — внутренний рынок уже насыщен.
Стоит отметить, что в настоящее время на месторождении в сутки добывается 180 тыс. баррелей нефти, а к концу 2017 года этот показатель планируют увеличить до 370 тыс баррелей в сутки. Это позволит проекту приносить чистую прибыль.
При этом, по убеждению Алмаса Чукина, сельское хозяйство на рост экономики в стране особо не повлияло.
— К нему я всегда отношусь немного с улыбкой, потому что в этой отрасли многое зависит от погоды. Наверное, просто год выдался хороший. А
рост в три, четыре или пять процентов в сельском хозяйстве никакого отношения к росту экономики не имеет.
Влияние сельского хозяйства на экономику нужно рассматривать в разрезе пяти лет — только тогда все более или менее становится понятно, — уверен экономист.
Рост строительной отрасли, по словам Чукина, связан в первую очередь с вливаниями средств государством. В частности, в строительство социального жилья по госпрограмме «Нурлы жол».
— Строительная отрасль была в упадке после 2010 года — последствия кризиса 2008-2009 годов. Но с 2014-2015 годов она начала потихоньку восстанавливаться, — отмечает он.
По мнению экономиста, решающим фактором для отрасли стало строительство объектов в рамках EXPO-2017, которое ударными темпами подходит к завершению.
— Туда тоже государство «вбабахало» порядка 1,5 млрд долларов. И
я думаю, что после проведения EXPO в отрасли будет определенное снижение.
Крупных строек пока вроде не предвидится больше. Если, конечно, мы еще что-нибудь не придумаем, — замечает он.
При этом, по словам Чукина, на подъеме в Казахстане остается фармацевтическая отрасль.
— Там наблюдается рост, ведь спрос на лекарства остается на высоком уровне. Тем более, после девальвации люди стали внимательнее относиться к ценам. А так как импортные лекарства сильно подорожали, у местных производителей появились конкурентные преимущества. В целом, особо большого роста у нас в производстве нет — просто в мире цены растут, поэтому кажется, что и у нас все растет, — говорит экономист.
А с машиностроением, по его убеждению, в Казахстане дела обстоят не очень хорошо, об оживлении отрасли говорить не приходится.
— Это сродни тому, что мертвый пошевелился — вот вам и оживление, главное подает признаки жизни,
— выражает свой взгляд эксперт.
Резюмируя вышесказанное, Алмас Чукин уверяет, что если государство не будет проводить активных реформ, в ближайшие годы Казахстан ожидает застой. В частности, нужно оздоровить финансовый сектор.
— Если не будет здоровой банковской системы и кредитов, за счет чего будет расти экономика? Необходимо что-то делать, чтобы повысить доходы населения, тогда будет легче и бизнесменам, потому что свою продукцию они продают населению. Нам остается надеяться на то, что Россия в политической сфере благополучно решит свои вопросы. Потому что
санкции и застой, который они в себе несут, ложатся и на нас.
Мы находимся в одной экономической зоне — если нашему партнеру плохо, то и мы не растем, — заключает Чукин.