Догматичность казахстанских вузов затрудняет подготовку медицинских работников по востребованным направлениям. Отрицательную лепту вносят отсутствие развития и низкие зарплаты в этой сфере.
В Казахстане остро наблюдается дефицит врачебных и сестринских кадров. Об этом сообщает пресс-служба Республиканского центра развития здравоохранения (РЦРЗ) минздрава РК. Особенно сохраняется потребность в следующих специальностях:
Кроме того, по данным топ-менеджера рекрутинговой компании Antal Kazakhstan Натальи Куркчи, в медицинской сфере остро не хватает медсоветников и менеджеров по обеспечению качества в сфере фармацевтики. Казахстанский рынок интенсивно развивается, все больше появляется новых областей трудовой деятельности и потребность в квалифицированных кадрах растет.
Историк Владимир Осколков отмечает, что специалисты тех специальностей, по которым наблюдается нехватка кадров, делятся на две категории — получившие высшее образование и специалисты «уровня техникума». Соответственно, подход к решению нехватки кадров должен быть разным, в зависимости от категории требуемого специалиста.
— Подготовить медсоветника и фармаколога — совершенно разные вещи.
И к этому должны быть разные подходы, — уверен он.
Но, по словам эксперта, сегодня с этим возникают сложности.
— В университете, где я преподаю, мы пытались открыть специальность менеджера по медицине. Но наши планы разбились о жизненные реалии. Оказалось, что нужно открывать медицинские кабинеты и специалисты в этой сфере обязательно должны обучаться медицинским специальностям как медработники. В общем, мы не потянули, хотя они были бы востребованы. Но выходит так, что надо обладать навыками и медработника, и менеджера. Договориться с мединститутами о совместном обучении у нас тоже не получилось, — рассказывает Осколов.
Но практику сотрудничества между разнопрофильными вузами для совместного обучения таких специалистов в Казахстане внедрять надо. Или вводить дополнительные курсы повышения квалификации. Ведь возможность самостоятельно получить два образования у человека есть не всегда, учитывая, что студенты-медики и так обучаются немало лет.
Если обычный студент после четырех лет обучения уже может работать и получать зарплату, то студенту медфака нужно отучиться восемь лет.
И не всегда известно, где он затем будет работать.
По мнению историка, ситуация улучшилась, если бы медстуденты могли прослушать дополнительно еще какие-нибудь лекции, к примеру, по маркетингу. Необходимо сделать так, чтобы дополнительные сертификаты котировались в стране, расширяя для специалиста возможности.
— У нас это декларируется, но на деле сертификаты оказываются бесполезными. Много подводных камней — и с этим нужно разбираться,
— убежден Осколков.
Бесполезные инвестиции: наука в Казахстане существует «для галочки», — Осколков
Что касается младшего и среднего медперсонала, его нехватка в Казахстане, по мнению Владимира Осколкова, обусловлена низкой оплатой труда и отсутствием перспектив дальнейшего развития.
— К нам приходят студенты и еще на первом курсе интересуются, сколько будут получать.
Запросы у молодого поколения сегодня очень большие.
И даже если запросы были бы умеренные — оплата труда у младшего медперсонала очень низкая! Да и всю жизнь перебирать пробирки мало кому хочется. Нет стимула ни социального, ни психологического, ни политического, ни экономического, — отмечает историк.
Схожая ситуация наблюдается в стране и в отношении преподавателей. Но медики находятся ближе к «кормушке».
— Вы придете к врачу и все равно как-то его отблагодарите, а это дополнительный стимул. У учителей же стимула и вовсе нет: если в советские годы авторитет хоть немного поддерживался, сейчас его совсем не осталось.
Когда стены больниц покинет поколение врачей советского времени, заменить их будет некому.
И если в образовании уход представителей советской школы еще можно сгладить, в медицине это не может пройти безболезненно, — замечает историк.
Раб или учитель: чему учит инцидент в селе Жосалы
Он уверен, что если провести необходимые реформы в медицинской сфере, можно будет развивать и медицинский туризм, учитывая, что в Казахстане есть множество лечебных мест.
По словам Владимира Осколкова, чтобы иметь квалифицированных медработников, государству необходимо поднять зарплаты. Следует стимулировать и преподавателей медицинских вузов — от них много чего зависит.
Работая на износ, насколько качественно преподаватель способен учить студентов? Причем студенты видят, что он бедный, еле-еле концы с концами сводит, — отмечает историк.
Кроме того, Осколков считает, что
придать эффективности программе «Болашак» поможет обучение за границей не студентов и магистрантов, а преподавателей
— это даст больший «выхлоп».
— Ведь преподавателям не нужно обучаться четыре года — достаточно полугодовой стажировки. Они вернутся и поделятся опытом с огромным количеством студентов.
Работодатели, по мнению Осколкова, тоже должны принимать участие во взращивании медицинских кадров, а этого сегодня практически не наблюдается.
— Работодатели любят сливки собирать, ворчать, мол, вузы не готовят каких-то специалистов. А сами они что вкладывают?
Государство тоже должно быть вовлечено в этот процесс, учитывая, что многие медицинские учреждения сегодня государственные, — подчеркивает Осколков.
Проблему дефицита кадров по востребованным специальностям должен помочь решить новый национальный классификатор занятий. Предполагается, что он позволит лучше детализировать имеющуюся информацию по специальностям, которых не хватает на рынке труда. По словам вице-министра труда и социальной защиты населения РК Биржана Нурымбетова, имеющийся классификатор занятий устарел, так как последний раз пересматривался 12 лет назад.
Основная проблема в том, что он недостаточно детализирован.
К примеру, обозначено, что требуются «специалисты в области здравоохранения», но не говорится, какие именно — кардиолог, гинеколог или терапевт.
Владимир Осколков при этом видит в изменении классификатора противоречие.
— Специальности меняются в течение двух-трех лет.
Они и классификатор каждые два-три года менять собираются?
— задается вопросом историк.
Он считает, что в классификаторе нужно указывать не специальности, а навыки, которыми должен обладать специалист.
В целом, по убеждению историка, нововведения в системе образования осуществляются правительством непродуманно. В частности, были убраны педиатрические факультеты, однако минобразования решило все-таки их восстановить с сентября 2017 года. А значит решение было изначально бесполезным.
— Наше чиновничество не продумывает даже на шаг вперед, хотя любой шаг несет в себе последствия.
Поэтому я очень волнуюсь за нашу медицину, что будет дальше? Даже как-то боязно от этой мысли, — уверяет Осколков.
Молодежь не успевает замещать всех, кто идет на пенсию — ученый