Последние месяца два ознаменовались пристальным вниманием к культуре и истории кочевников. Западные научные журналы опубликовали исследование о том, как их предки в течение длительного времени протаптывали тропы, которые потом стали Великим шелковым путем.
Практически сразу за этим были изданы результаты исследований западными университетами самого святого для всех кочевников — лошади. При этом затронут другой вопрос – скифы, за право быть потомками которых временами ожесточенно конкурируют русские, украинцы и тюркские народы. Ниже резюме нескольких открытых научных источников.
Где-то с 9-го по 1-й в.в. до н.э. (железный век) скифские кочевники проживали и свободно передвигались по обширным территориям Центральной Евразии. Скотоводы и охотники, жилищами которых были прото-юрты на колесах, вошли в историю и как искусные воины, первыми в мире освоившие бой на лошади и придумавшие композитный лук.
Международная группа ученых в составе 33 экспертов в разных областях их 16 университетов под руководством профессора Людовика Орландо из Центра геогенетики Музея истории природы Дании провела отдельное исследование того, как скифы выводили свои породы лошадей. Эти животные максимально соответствовали их образу жизни и необходимости помогать человеку решать многочисленные экономические и военные задачи.
Спутниковая карта древнего Шелкового пути привела к сенсационным открытиям
Материал для исследования получен из усыпальниц скифской знати в Туве (местечко Аржан) и ВКО РК (местечко Берель, знаменитая мистическая Долина царей), где археологи натолкнулись порядка на 200 лошадиных тел в усыпальных камерах в вечномерзлотном грунте. Для расшифровки генома было отобрано 11 лошадей из захоронения в Казахстане и 2 с Алтая. Анализ ДНК показал возраст – от 2300 до 2700 лет, а возможности прослеживать географическое распространение ДНК в исторической ретроспективе помогли установить, что
4100 лет назад в районе современного российского города Челябинска проживал общий предок этих 13 жеребцов
Этот период в истории Сибири ученые называют временем культуры Сынтасты. Она подарила миру первый образец универсальной в применении двухколесной брички, где тягловой силой были прирученные лошади.
Изучение ДНК установило масти окрасов, которые в ту эпоху от современных не отличались – исследователи установили гнедые, каурые, чалые с пятнышками и прочие. Скифские лошади, а точнее их мумифицированные останки, подвергнутые анализу ДНК, не показали наличие мутаций, ответственных за альтернативные виды лошадиного аллюра, т. е. эти особи не были природными иноходцами. Тем не менее некоторые, но не все из них
являлись носителями таких генных вариаций, которые сегодня наблюдаются у призовых скакунов,
приспособленных для рывкового ускоренного марша на короткие дистанции (спринтеров). Из этого делается вывод, что скифы предпочитали содержать лошадей разной степени выносливости и скоростного потенциала, т. е. предназначенных для решения разных задач.
За исключением двух особей. Все они при жизни родственниками не были, что по мнению ученых, подтверждает Геродотово описание обычаев и нравов кочевников: лошади, приносимые в жертву в процессе похоронных ритуалов, пригонялись от лица множественных союзнических племен, разбросанных по бескрайним степям Евразии.
Ни одна из лошадей не была результатом кровосмешения – скифы умели сохранять естественную структуру поголовья и естественного отбора и не вели целенаправленной селекционной работы на основе использования ограниченного круга представителей лучших родословных. Это контрастирует с современной практикой, в рамках которой один жеребец может стать родителем сотни потомков. Селекция была несколько иного рода – анализ ДНК проследил в геноме 121 ген, участвующий в развитии передних конечностей – скифы одомашнивали и отбирали самых крепких и развитых особей. Профессор Людовик Орландо говорит, что группа сознательно отсекла в своих размышлениях стереотип свирепости кочевников, чтобы понять, насколько тонко и трепетно кочевники относились ко всему, что связано с коневодством.
Соколы становятся жертвами чёрного рынка, а охотники-беркутчи процветают
История коневодства начинается примерно 5500 лет назад. Анализ извлеченных из скифских усыпальниц останков лошадей и сравнение их с современными скакунами показал, что за последние 2300 лет случился демографический коллапс. В результате в глобальном поголовье одомашненных лошадей произошло значительное сокращение генетической диверсификации. Т. е. за этот период человечество имело тенденцию незримо, но постоянно сокращать круг и количество жеребцов-производителей до такой степени, что практически
все одомашненные лошади сегодня в прямом смысле являются носителями идентичной, если не очень похожей Y-ДНК
В скифских поголовьях лошадей сосуществовало много Y-хромосом – это обеспечивало большое разнообразие здоровых мужских линий. Так было первые три тысячи лет коневодства. Потом эта практика в течение двух последних тысяч лет сокращалась. Это способствовало накоплению в геноме лошади вредоносных мутаций. Мутаций, которые подрывают физические природные характеристики животного. Но ранние этапы одомашнивания лошадей, т. е. времена культур Ситашты и скифов такими отклонениями не отличались. Как сказано выше, анализ останков скифских жеребцов показал сильное генетическое отличие не в пользу современности. Об этом чуть подробней – в мире широко распространена гипотеза «издержек одомашнивания». Согласно ей, приручение диких животных влечет генетическую нагрузку на них, что в свою очередь способствует выработке и накапливанию генетических мутаций. Следовательно, у скифов, как считает группа, были какие-то секреты, в результате применения которых скифское коневодство составило исключение из общего правила «издержек одомашнивания». Вопрос этот открыт и подлежит дальнейшему длительному изучению.
Группа разработала свою секретную методику статистического расчета сигнатур позитивной селекции в геноме на ранних этапах одомашнивания лошадей. Группа обнаружила, что те геномные регионы, в которых наблюдались самые многочисленные и ярко выраженные сигнатуры, были регионами, где природа в своей эволюции дошла до создания нервного гребня. Это важнейшая часть организма позвоночных, из которого далее произрастают нервные ганглии, ответственные за механику и динамику галопа в том числе. То есть группа нашла регионы, где появились первые внятные и логические завершенные лошади, которых потом приручили прото-кочевники.
Источник: Phys