Воровство невест чаще всего вскрывается в Алматы, а преобладает же традиция на юге Казахстана. Там девушки, боясь идти против обычаев и устоев, готовы терпеть и жить с нелюбимыми.
За 2016-й и начало 2017 года в Казахстане произошло восемь резонансных случаев краж девушек с целью женитьбы. Четыре в Алматы, два в Жамбылской и по одному в Карагандинской и Южно-казахстанской областях. Причем в Жамбылской области и вовсе случился казус: вместе со своими друзьями незадачливый жених похитил замужнюю женщину. Как выяснилось, парни планировали украсть совсем другую девушку, но не знали ее в лицо. В итоге жертва похищения подала заявление в полицию, горе-похитителей задержали, а организатор лишился свободы на 7 лет.
Трагедией закончилась другая история, когда трое парней похитили в Алматы 24-летнюю Алию Ошакбаеву и по пути в дом жениха попали в аварию. Получив серьезные травмы, в ней чудом выжила только девушка.
Украденная невеста чудом выжила в ДТП
Между тем, согласно статистике, за первую половину 2015 года кражи невест чаще всего происходили не в Алматы, а в Жамбылской области, но почему-то больший резонанс как правило вызывают прецеденты, которые случаются в мегаполисе.
Бахыт Туменова, президент общественного фонда «Аман-саулык» считает, что именно в Алматинском регионе больше всего случаев, когда девушки протестуют после похищения. В связи с этим и в СМИ больше пишут на эту тему именно в Алматы и области, хотя традиция кражи невест на сегодняшний день «прогрессирует» именно на юге Казахстана, особенно в сельской местности.
— В южных регионах страны все больше людей относятся к этому, как к обычаю, принимая подобные ситуации как данность.
Женщины там более терпимые и больше боятся, поэтому похитителям их легко запугать
У них недостаточная правовая осведомленность — они опасаются, что если пожалуются в правоохранительные органы, справедливости все равно не добьются, — высказывает мнение Туменова.
Марианна Гурина, президент фонда «Ұлағатты жанұя» также считает, что южане больше привержены традиции кражи невест.
— В Алматы народ более просвещенный, да и на севере страны краж женщин практически нет. В случаях, происходящих на севере, фигурируют больше чеченцы, курды или ингуши. В любом случае, по отношению к девушке
воровство с целью женитьбы унизительно, за это надо наказывать
Традиция кражи невесты актуальна, если пара встречается, молодые любят друг друга и обоюдно решили это сделать, в противном случае это должно пресекаться, — уверена Гурина.
Украденная невеста наказала похитителя через суд
Бахыт Туменова отмечает, что после того как СМИ начали освещать случаи воровства невест в стране, правоохранительные органы подключились и стали наказывать похитителей. До этого в большинстве случаев к ним особо никаких мер не применяли.
— Освещение этой темы заставляет общество задуматься, а государственные структуры «зашевелиться». Однако
есть категория людей, которая считает, что в воровстве невест нет ничего плохого
Но ведь мы-то провозгласили себя светским и демократическим государством, поставив высокую планку войти в число развитых стран. Поэтому «варварские» стандарты для нас неприемлемы: мы должны соответствовать тому пути, который провозгласили официально. И
если кто-то этого не понял, им лучше уехать жить в те страны, где принято многоженство, где женщин казнят и обращаются с ними, как с товаром,
— рассуждает Туменова.
Чтобы в сознании людей укоренилось осознание неправомерности похищения женщин, по мнению Бахыт Туменовой, государство должно принимать комплексные меры:
— Только когда произойдут подвижки в этом направлении, фактов похищения женщин, я думаю, станет гораздо меньше. А вместе с тем сократятся и случаи домашнего насилия, — считает Бахыт Туменова.
Между тем, не всегда насильно выданные замуж девушки оказываются несчастными. В статье двухлетней давности в voxpopuli.kz рассказывается о женщинах, которые хоть и были украдены и не знали своих мужей до брака, но оказались в итоге счастливы. Однако автор подчеркнул, что героини, чьи судьбы после принудительной женитьбы сложились неудачно, отказались давать интервью и фотографироваться. Значит можно предположить, что счастливый брак после похищения редкость. Да и те, кто утверждает, что они счастливы, по предположению Бахыт Туменовой, могут лукавить.
— Кто его знает,
может женщине, которую когда-то украли, нажившей детей и смирившийся со своей участью, стыдно признаться, что на самом деле она хотела другую жизнь
К примеру, закончить институт, стать специалистом и выйти замуж совсем за другого человека, с которым встречалась перед тем как ее украл нынешний муж. Но если скажет правду, она подведет мужа, с которым прожила много лет. Может эту боль она закопала глубоко и не выпускает, потому что знает — это разрушит ту благополучную семью, которая есть на сегодняшний день. Не зря же существует поговорка «стерпится-слюбится». И в данном случае женщины «стерпели» и «слюбились». Да и не зная другой жизни, они не способны сравнить, а может и вообще не знают, каково это, выйти замуж по любви, — отмечает Туменова.
По словам Бахыт Туменовой, сегодня именно здоровые взаимоотношения в семье, где родители относятся друг к другу с любовью и уважением, и это является основополагающим фактором, влияющим на мировосприятие детей. Именно родители чаще всего становятся для них примером, как надо жить и вести себя в обществе.
— А
если девушка выросла в семье, в которой отец имел право ударить маму, то и она уже будет считать это приемлемой формой обращения
В случае если эта девушка подвергнется похищению с целью женитьбы, посчитает это неизменным обстоятельством и смирится со своей участью, хотя и не будет любить этого человека, — говорит президент «Аман-саулык».
По ее наблюдениям, если для многих семей в Казахстане понятие «уят», зависимость от общественного мнения ставится во главу угла, то у казахов, живущих в Узбекистане, это развито еще в большей степени. Бахыт Туменова рассказывает, что однажды девушка-казашка, живущая по соседству, поведала ей свою историю. Сама она из Узбекистана, однако муж родом из Шымкента, он «украл» ее, когда она гостила в Казахстане. В итоге их семейная жизнь так и не сложилась, молодая жена все-таки ушла от мужа.
Украденные невесты Кыргызстана: рабыни 21 века
— Я спросила ее, почему она не вернется к родителям, живущим в Узбекистане, на что женщина ответила:
«Ну как я вернусь, строгие законы у казахов в Узбекистане: если ты вернулась из замужества, на тебе пятно до конца жизни и ты никогда больше замуж не выйдешь,
тебя считают «прокаженной». Здесь у людей не такие строгие взгляды, как там». Мне кажется, что самое ужасное, когда родители отворачиваются от своих детей. Должно быть иначе: родители должны дать понять своей дочери, что ее всегда примут под крышу родительского дома, что бы ни произошло. У нас, у казахов, есть пословица, которую как напутствие используют при проводах дочери, чтобы она «как вода впиталась, как камень погрузилась в новую семью». На мой взгляд, в ней заложен скрытый подтекст, что путь назад ей отрезан. Мне кажется, это неправильно, и именно это причина того, что женщины часто терпят побои, грубое отношение и живут с нелюбимыми — говорит Туменова.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы привести здесь советы блогера, которые он дает девушкам, если те подвергнутся похищению с целью женитьбы. По его словам, необходимо вести себя следующим образом:
Такие действия, по мнению блогера, позволят девушке избежать нежеланного брака. Ему вторят и эксперты: нужно обязательно что-то делать,
женщина в светском обществе имеет право лично вершить свою судьбу, не позволяя посторонним решать, за кого ей выходить замуж