Сразу 10 направлений промышленности по итогам 1 квартала 2017 года показали рост объема производства более чем в три раза. Некоторым из них было достаточно наверстать показатели после неудачного 2016 года, другие показали реальный рост и развитие. Интересно, что 4 из 10 мест занимают представители машиностроительной отрасли.
За один только март 2017 года в Казахстане добыто больше мрамора и камня, чем за весь первый квартал 2016 года. Рост промышленного производства по итогам января-марта 2017 года составляет 317,5%, а если сравнивать первые весенние месяцы 2016 и 2017 годов, то увеличение еще значимее – 442,9%.
Однако рост производства в данном случае не говорит о развитии отрасли.
Сейчас добывающие компании фактически отыгрывают грандиозный провал 2016 года
– по его итогам объем производства упал на 54,5%. Если бы не то падение, ни о каком стремительном росте не было бы и речи.
За каждый из первых трех месяцев 2017 года в Казахстане производилось больше трансфораторов, чем за весь первый квартал 2016 года. За это время выполнено 43% от итоговых показателей 2016 года и 51% от 2015 года. Таким образом, рост производства, который по итогам 2016 года составил 18,7%, заметно ускорился. По итогам 12-ти месяцев следует ожидать значительного улучшения показателя.
Стоит отметить, что увеличение производства сказалось на сокращении импорта. В январе-феврале импорт трансформаторов на территорию Казахстана из стран вне ЕАЭС составил 11 млн долларов, что на 1,5 миллиона меньше показателей 2016 года. Кроме того, казахстанские предприятия экспортировали продукции на сумму 477,1 тыс. долларов.
Второй представитель горнодобывающей промышленности, который демонстрирует еще более стремительный рост – 383% по итогам первого квартала 2017 года. Однако и тут рост стал возможен из-за плохих показателей 2016 года, по итогам которого объем добычи снизился на 12,9%. Но существующих темпов роста производства хватает не только для того, чтобы отыграть потерянные позиции, но и для того, чтобы выйти в плюс по сравнению с 2015 годом.
Стоит отметить, что несмотря на увеличение производства песка, Казахстан остается зависим от поставок из других государств. В январе-феврале из-за пределов ЕАЭС было завезено 617,2 тонны продукции на общую сумму 347 тысяч долларов.
По итогам первого квартала 2017 года это производство стало самым быстроразвивающимся направлением черной металлургии. Перспективы для роста были заложены в 2016 году – тогда объем производства сэндвич-панелей увеличился на 8,1%. Но сейчас отрасль переживает настоящий бум: за один только первый квартал 2017 года произведено больше половины от итоговых показателей двух предыдущих лет. По сути, за 2 недели марта произведено столько же продукции, сколько за 3 месяца 2016 года.
Пока производство хлопчатобумажных тканей, фетра и войлока в Казахстане снижается, объем выпускаемого хлопка увеличивается. Это еще одна отрасль, которая ускоренными темпами нагоняет провал 2016 года – тогда производство снизилось на 14,6%. За первый квартал 2017 года оно выросло на 56,6%. Уже собрано 22 884 тонн – это 52% от общего объема 2016 года. Март 2017 оказался плодотворнее марта 2016-го!
Увеличение поголовья скота в Казахстане привело к тому, что увеличилось и производство шерсти, сырых шкур и кожи. За 3 месяца 2017 года было произведено 2668 тонн продукции – это в 6,7 раз больше показателей за аналогичный период предыдущего года. Резкое увеличение позволило отрасли отыграть неудачный период: по итогам 12 месяцев 2016 года снижение производства составило более 22%.
Несмотря на рост производства, на внутреннем рынке продукция оказывается не особо востребованной. Производство изделий из кожи сократилось в первом квартале на 2/3. А потому неудивительно, что сырье идет на экспорт: в январе-феврале за пределы ЕАЭС только шерсти продано 142,3 тонны.
Отечественный автопром сейчас на подъеме.
Госпрограмма льготного автокредитования, направленная на популяризацию автомобилей казахстанской сборки, оказалась на редкость эффективной
спрос на продукцию вырос, а вместе с ним увеличилось и предложение.
С другой стороны, в 2016 году отрасль просела на 67,4%, а потому нынешний рост вывел ее скорее на уровень 2015 года, чем на принципиально новую высоту. Как бы то ни было, за 1 квартал 2017 года на казахстанских сборочных предприятиях выпущено 3095 автомобилей — в 7,2 раза больше, чем годом ранее. Рост по марту и вовсе превысил отметку в 1000%.
Это направление производства часто остается незамеченным ввиду небольшого объема производства. За 3 месяца 2017 года выпущено всего 22 единицы, но это намного больше, чем годом ранее. Потому есть надежда, что нынешний год станет для этого направления более успешным: 2016-й завершился снижением более чем на 40%.
Однако основной объем производства специализированных автомобилей в 2016 году пришелся на вторую половину года. Если тенденция сохранится, есть шанс превысить показатели 2015 года – тогда было произведено 267 единицы.
Март для этой отрасли выдался невероятно продуктивным: за один месяц было выпущено практически столько же продукции, сколько за два предыдущих года вместе! Производство за квартал выросло по сравнению с 2016-м на 87,9%. Даже если до конца 2017 г. не будет выпущено ни одного грамма, то все равно по итогам 12 месяцев рост составит 81%.
Рост в отрасли отмечался и в 2016 году, но тогда он был совсем невелик – 4,5%. Сейчас же продукции, попадающей в эту категорию (вроде металлокерамики), выпускается больше, чем меди, цинка, свинца и золота. Больше из благородных и цветных металлов выпускается только серебра и алюминия.
Машиностроение в Казахстане сейчас переживает неплохие времена – в этом рейтинге представлено сразу 4 представителя этого направления (включая производство трансформаторов). Но производство вагонов однозначно самое динамично развивающееся. За первый квартал уже выпущено 452 ед. продукции – это больше, чем за весь 2016-й (434) и 2015-й (337) годы.
Производство грузовых вагонов – одно из четырех направлений, которое реально наращивает мощности, а не просто возвращает прежние объемы
Как результат: по итогам января-февраля в торговле сложилось положительное сальдо. Казахстан продал в страны вне ЕАЭС вагонов на 403,7 тыс. долларов (покупателями выступили Латвия и Узбекистан), а купил на 232 тыс. (поставщиком выступила Украина).