Вы случайно испортили товар в магазине, и администрация требует возместить его стоимость. Как поступить в такой ситуации?
Как правило, человек случайно задев и испортив товар, стоящий на магазинной полке, предпочитает не идти на конфликт и возместить причиненный ущерб. Но, как быть если речь идет не о банке с огурцами ценой в 200 тенге, а о бутылке коллекционного вина стоимостью в несколько тысяч?
За разъяснениями мы обратились к президенту РОО «Национальная Лига Потребителей» Светлане Романовской. По ее словам,
покупатель вообще не должен нести ответственности в таких случаях
Он не заключал договора о купле-продаже этого товара (договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека), а значит и платить за него не должен. Все риски, связанные с реализацией своего товара, несет предприниматель. И такие потери им предусмотрены заранее. А, чтобы компенсировать их делается специальная надбавка в цене.
Просроченные продукты наводнили магазины Петропавловска
— Кроме того, есть такое понятие, как презумпция невиновности, – поясняет она. – До тех пор,
пока администрация магазина в суде не докажет, что посетитель испортил товар умышленно (то есть взял его с полки, и специально бросил на пол), никакого возмещения ущерба требовать не может
Если же продавец настаивает, что покупатель испортил товар умышленно, то посетитель не обязан ничего доказывать. Этим должна заниматься администрация магазина, обратившись с исковым заявлением в суд, и предоставив неопровержимые доказательства. Конечно, если предприниматель вызовет полицию, будет составлен протокол, и предоставлена видеозапись, где показано, что покупатель умышленно испортил товар, тогда другое дело. Но если нет твердых доказательств вины, то никто не имеет права обвинять человека в том, чего он не делал.
В теории все просто и легко. Но, как показывает практика, в подобных случаях администрация магазина не всегда следует букве закона. На посетителя стараются оказать давление, запугать. Привлекают сотрудников охраны, которые пытаются его задержать. И нередко это срабатывает. Ведь один вид человека в форме у многих вызывает оторопь и страх. Хотя, на самом деле все это – обычный блеф.
Уволены охранники, подравшиеся с журналистами на концерте Димаша
По словам известного казахстанского юриста Сергея Уткина, задержать человека или провести его досмотр могут только сотрудники правоохранительных органов. У любого частного охранника полномочий не больше, чем у обычного человека. Охранник может лишь вежливо попросить посетителя не покидать помещение магазина и вызвать полицию. Поэтому
если такой секьюрити пытается насильно удерживать вас в магазине – смело вызывайте полицию
Если же сотрудники охраны, при этом «распускали руки» (такое, к сожалению случается), то надо сразу провести экспертизу и зафиксировать следы побоев или других травм, вплоть до ссадин на руках. Сделать это просто необходимо, если хотите отстоять свои права и привлечь нерадивого секьюрити к ответственности.
— В моей практике было немало случаев превышения власти со стороны частных охранников, вплоть до избиения, – говорит юрист. – Особенно когда охранники доставляют посетителя в отдельную комнату. Но, к сожалению, доказательств этого обратившиеся ко мне за помощью люди предоставить не могли. Даже посетитель, которого избили охранники, пришел через неделю, когда следов избиения уже не осталось. Конечно, написать заявление в полицию не сложно, но дальше следователь начинает сбор доказательств и зачастую оказывается, что их нет.
Вообще, при возникновении любой конфликтной ситуации в магазине (и не только) Сергей Уткин и Светлана Романовская рекомендуют использовать функцию видеозаписи своего телефона. Зачастую это нехитрое действие отбивает у агрессоров охоту вести себя по-хамски, и заставляет действовать в рамках приличия. Тем более, что в новом Законе «О защите прав потребителей» от 21 апреля 2016 года
имеется статья 18, дающая посетителю право на фото-видеосъемку в магазине, а так же статья 24, запрещающая продавцу препятствовать ее проведению
И никакие возражения владельца магазина, по поводу его частной территории не принимаются.
В МВД изучили видеозапись с мальчиком в полицейской форме на дороге
— Эта территория расценивается, как частно-публичная. И если предприниматель ведет там свой бизнес, то посетитель имеет право фиксировать на фото-видеосъемку все, что захочет: цены, качество товара и отношение к нему персонала, – говорит Светлана Романовская. – Поэтому,
если администрация магазина идет на конфликт по поводу случайно испорченного товара, то нужно сразу включать видеозапись
Никто не имеет права повышать голос на человека или угрожать ему. За это можно подать иск в суд за моральный ущерб. Так же видеозапсись может показать, почему вы что-то разбили: – проход был заставлен коробками или товар расставлен у самого края полок, и вы не могли пройти не задев его. А ведь предприниматель обязан обеспечить не только безопасность товара, но и посетителей. Если в результате падения товара с полки человек получит какую-то травму (например, пораниться осколком бутылки), то предприниматель должен нести за это ответственность, как и за все риски связанные с организацией данного бизнеса. Так же хочу отметить, что судебного разбирательства, в случае уверенности в своей правоте, боятся не следует. По закону у нас полностью возмещаются все судебные издержки связанные с защитой прав потребителей. То есть если человек наймет за 500 000 тенге адвоката и докажет в суде, что был не виноват, то магазин будет обязан выплатить все эти полмиллиона тенге.
Обвинительное правосудие: адвокаты спорят об объективности судов
Подведем итог. Требования администрации магазинов по возмещению ущерба за нечаянно испорченный товар незаконны.
Платить вас может обязать только суд. И только в случае неоспоримых доказательств злого умысла
Охранники в такой ситуации могут лишь сообщить о произошедшем в полицию, и попросить вас дождаться приезда ее сотрудников.
Вы имеете законное право фиксировать все происходящие на видео, и эта запись может служить доказательством в суде
В случае уверенности в своей правоте судебного разбирательства бояться не стоит, а все понесенные издержки оплатит магазин. Более того, вы сами можете подать на магазин судебный иск и имеете все шансы выиграть процесс.