Ускоряющийся рост оборотов на своп-рынке доллара Казахстанской фондовой биржи (KASE) явно сигнализирует о приближающихся новых потрясениях в финансовой системе.
Как отмечалось ранее «365info.kz» по этому поводу (см. материалы «Курс тенге раскачивается, рынок становится «горячее» и «Валютный рынок продолжает «разогреваться»),
Резкая активизация оборотов на долларовом своп-рынке наблюдалась в последние годы дважды:
Так, в январе 2014 года объем торгов на этом рынке поднялся до месячного максимума в $8,222 млрд, а после девальвации постепенно снизился до минимума в $3,390 млрд, показанного в сентябре. Однако в декабре 2014 года этот показатель подпрыгнул до $30,104 млрд. Затем в январе 2015 года обороты поднялись до $44,103 млрд, а в феврале – до $47,582 млрд и в последующем держались на гораздо более высоком уровне по сравнению с 2014 годом. В итоге
все выглядело так, что банки просто запасались долларами перед очередной девальвацией тенге,
поскольку после нее это сулило им значительную прибыль от курсовой переоценки. Кстати, в «плюсе» от девальвации оказывалось и государство, так как и ему шла прибыль от этого же источника по инвалютным активам Национального фонда и правительства, не говоря уже о валютных резервах Нацбанка.
Как видно из данных приведенной ниже таблицы, с приходом к руководству Нацбанком Данияра Акишева и активным переходом к режиму инфляционного таргетирования после скачка доллара выше отметки в 380 тенге в январе 2016 года ситуация на своп-рынке доллара успокоилась и вернулась к уровням 2014 года. Но в декабре рынок явно начал «разогреваться» — объем сделок на KASE подпрыгнул по сравнению с ноябрем почти в два раза! Затем в январе обороты здесь выросли еще в 1,6 раза, что аналитики объясняли в первую очередь известными проблемами «Казкоммерцбанка». Однако даже после того, как этот участник рынка расплатился со своими текущими обязательствами и стало известно о его предстоящем поглощении «Народным банком Казахстана», рост объемов торгов на своп-рынке доллара продолжился. В феврале по сравнению с январем произошло увеличение на треть, в марте – еще на 6,6% к февралю, а в апреле – на 13,2%, до максимума в $24,637 млрд. Как нетрудно подсчитать, к ноябрю 2015 года, когда г-н Акишев взял бразды правления Нацбанком в свои руки, рост составил 1,8 раза, а к минимуму 2016 года, показанному в октябре, 5,7 раз!
Объемы торгов долларом США на Казахстанской фондовой бирже (KASE), млн USD
Источник: KASE
На спот-рынке доллара ситуация выглядит иначе, пока обороты здесь примерно на уровне 2016 года. В апреле по сравнению с тем же прошлогодним месяцем даже сложилось небольшое снижение на 1,8% — до $2,709 млрд. Но все же стоит отметить, результаты февраля, марта и апреля превышают данные за декабрь, тогда как год назад была обратная ситуация. Такую смену тренда можно объяснить произошедшим восстановлением экономического роста после девальвационных потрясений с соответствующим повышением спроса клиентов банков на инвалюту. В целом же пока на спот-рынке не наблюдается ажиотажного спроса, как это было в начале и в конце 2014 года. С другой стороны, из архивных данных биржевиков следует, что ажиотажа не наблюдалось и летом 2015-го, в канун августовской девальвации тенге.
Сошлемся также на данные аналитиков «Finprom.kz» («На валютном рынке все спокойно — несмотря на недавнее ослабление тенге, валютный курс остается на минимальных уровнях») о значительном росте активности банков на внебиржевом рынке доллара. Там за январь-апрель ими было куплено $35,6 млрд с увеличением почти в полтора раза к объемам за аналогичный период 2016 года, тогда как продажи доллара подскочили почти вчетверо — до $35,3 млрд. Они также отмечают, что при этом не складывается резкая разница между суммами покупок и продаж валюты, характерная при девальвационных ожиданиях.
Примечательно, что в своем недавнем регламентном пресс-релизе Нацбанк не стал углубляться в эту тему, ограничившись лишь данными за март по спот-рынку доллара и его внебиржевому рынку.