Каннибалов прятали, их преступления замалчивались — во времена СССР в Казахстане старались не афишировать шокирующие случаи. Но эксперты знали, что помимо «звезды» Джумагалиева были и другие людоеды.
Зверские преступления Николая Джумагалиева повергли в шок весь Советский Союз. На совести людоеда как минимум 10 убитых женщин, 7 из которых он разделал и съел. Скрыть от народа правду тогда не получилось. Слухи, как он в пьяном угаре на глазах собутыльников пытался разделать одну из своих жертв, распространились с быстротой лесного пожара. Властям не оставалось ничего иного, как признать факт каннибализма и рассказать о задержании людоеда. Монстр до сих пор жив и содержится в спецлечебнице для преступников, признанных невменяемыми, расположенной в селе Актас. Видимо, там он и проведет все оставшиеся до конца жизни годы.
«Побег» людоеда Джумагалиева из спецлечебницы «организовала» 21-летняя студентка
Однако, по словам профессора кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии Каз НМУ им. Асфендиярова Галии Кудьяровой, долгое время работавшей судебным психиатром в составе комиссии, определяющей диагноз душевнобольных преступников, Джумагалиев был далеко не единственным людоедом. Только в нашей республике в советское время орудовало несколько подобных ему серийных убийц.
Доктор медицинских наук Галия Кудьярова работает врачом-психиатром более 50 лет, является автором более 200 научных трудов, в том числе 5 учебников по психиатрии и наркологии на казахском и русском языках для медицинских ВУЗов, читает лекции, проводит практические занятия и семинары на факультетах Каз НМУ им. Асфендиярова. Она продолжает оказывать консультативную помощь пациентам, руководит конференциями, выступает в СМИ по актуальным темам, связанным с психическим здоровьем населения. Награждена несколькими медалями.
— В конце 60-годов я обследовала больного, который насиловал и убивал молодых женщин, а потом вырезал у них кусочки мяса и съедал в сыром виде, – вспоминает Галия Махметовна. – По его мнению, таким способом он через свою сперму, обогащенную необходимыми элементами, улучшал качество нации, увеличивая количество здоровых людей. При этом он считал, что заодно избавляет нашу страну от проституции. Хотя убивал он не проституток, а
выискивал только красивых молодых женщин, почему-то считая, что они обязательно станут проститутками
Его взяли прямо в момент совершения преступления, когда он душил очередную жертву, но та вырвалась и стала кричать. Позже у него нашли записную книжку, где было записано около полусотни имен женщин, которых, по версии следствия, он убил, орудуя не только в Алматы, но и других регионах Казахстана.
Моя собеседница вспомнила и другого бредового больного, который попал на обследование в конце 80-х. Мужчина убивал молодых девушек и брал кровь из малого таза. Задержали его довольно быстро, а потому он успел совершить только 3 или 4 убийства. Во время проведения экспертизы обследуемый утверждал, что изобрел способ излечить любые болезни. Мол, для этого в области женских гениталий и матки надо брать кровь и пить. При этом, не считая такое преступление убийством и пожертвовав несколькими женщинами, он предполагал оздоровить все человечество.
Приблизительно в то же время алматинскими судебными психиатрами был обследован еще один маньяк-каннибал. Правда, серийным он стать не успел.
— Познакомившись с женщиной, он убил ее сразу после полового акта, после чего срезал мясо с ягодиц и превратил в фарш, – вспоминает моя собеседница. – Ночью отнес тело к мусорным контейнерам, а днем познакомился с другой женщиной и пригласил к себе на ужин. Гостье он предложил вместе налепить пельменей из того самого фарша (конечно, не сказав, что это за мясо). После совместной трапезы он уговорил ее лечь с ним в постель, а потом задушил. Возможно, из нее он тоже бы сделал пельмени для следующей жертвы, но в этот момент к нему в дом нагрянули милиционеры, расследовавшие убийство женщины, тело которой было обнаружено в мусорном контейнере.
В общем, у Джумагалиева были и предшественники, и последователи. Просто все это очень тщательно скрывалось.
— Такая информация была достоянием лишь судебных психиатров. Нам было строго запрещено это разглашать,
– говорит Галия Махметовна. – Поэтому никаких документов и фотографий у меня не осталось. Даже когда во врачебной литературе мы описываем такие случаи, просто ставим вместо имен «X» или «Y». Тогда был единый Советский Союз и мы у себя таких обследуемых обычно долго не держали, а отправляли в Москву в институт им. Сербского. Поэтому о дальнейшей судьбе некоторых из них мне ничего неизвестно.
Но если в советское время подобные случаи все же были достаточно редки и людоедами становились люди с явными нарушениями психики, то в конце 90-х начале 2000-х произошел настоящий всплеск каннибализма. Большинство преступников признавались психически здоровыми. В крайнем случае, они страдали какими-то психическими расстройствами, но не настолько серьезными, чтобы нуждаться в лечении, если не считать пристрастия к алкоголю или наркотикам. Так, в 1999 году в Капшагае был задержан местный житель, который в ходе пьяной ссоры убил и разделал свою подружку, а вечером накормил друзей рожками с мясом. Чуть позже в Алматы было обнаружено тело бомжа с пробитым молотком черепом и срезанной ягодицей. Как оказалось, эту часть тела сварили и съели его проголодавшиеся собутыльники. А в Актюбинской области три местных жителя, так же во время бурного застолья, убили своего товарища, а из тела сделали кауырдак. В Западно-Казахстанской области сельчанин убил своего соседа и сварил холодец. В июне 2002 года в селе Маловодное, что неподалеку от Алматы, был задержан каннибал, который сидя у себя на балконе на глазах у всех поедал человеческие останки.
Но самым жутким примером каннибализма последних лет стал судебный процесс над «санитарами кварталов красных фонарей» – бандой Сергея Копая. Изуверы не только ели своих жертв, но и делали из их черепов пепельницы, а фарш по дешевке продавали на пирожки ничего не подозревающим торговкам Никольского рынка. Приговором суда все трое были приговорены к смертной казни.
Вот что мне рассказывал о людоедах-копаевцах Владислав Бекшаев, в те годы следователь ГУВД Алматы, непосредственно занимавшийся этим расследованием.
— В ходе судебно-психиатрической экспертизы все трое — Михаил Вершинин, Евгений Турочкин и Сергей Копай — были признаны вменяемыми. В описании поведения психиатры признали осужденных психопатическими личностями, ненавидящими женщин. Кроме того, сыграла роль особенность натуры Копая, которому, по его утверждениям, надо было попробовать все. Инициатором первого убийства стал именно Копай, который уговорил брата попробовать человеческое мясо. Вдвоем братья съели только одну девушку. Вторую свою жертву они просто расчленили и разбросали по мусорным бакам. С появлением в банде Вершинина дело было поставлено на поток. Кстати, сам Вершинин мясо человека попробовал всего лишь один раз, но оно ему не понравилось. Основными потребителями были Копай и Турочкин, у которых фактически не было средств к существованию, и это стало для них источником питания.