Резкое падение цен на нефть, отмечающееся в последние дни, уже привело к ослаблению тенге и приближению нацвалюты к уровню в 220 тг/дол. Пока ситуация на рынке не нормализуется, экономика Казахстана будет нестабильной.
Начало 2017 года выдалось для нефтяного рынка на редкость стабильным: цена на сырье на протяжении нескольких месяцев находилась на уровне 51-53 доллара за баррель. Эта цена, казалось, устраивала всех: традиционные лидеры рынка нефти придержали рост «сланцевиков», а экономика сырьевых стран получила необходимую стабильность.
Однако в начале мая ситуация начала резко меняться. Первым звонком стала информация, что Саудовская Аравия снижает цены для своих европейских потребителей на 0,4-0,7 долларов в зависимости от сорта нефти. Подобные снижения цены крупнейшим мировым экспортером нефти были отмечены уже третий месяц кряду и в этот раз противовеса принятому решению не оказалось – цена на нефть начала снижаться.
В это же время президент США Дональд Трамп объявил, что Америка намерена увеличивать добычу нефти и газа на шельфе. Вышедшие через несколько часов данные Управления по энергетической безопасности США показали, что добыча в этой стране и так растет уже 11 недель подряд. Связав это с имеющимся на данный момент профицитом мировой добычи, трейдеры начали продавать нефтяные фьючерсы, чем нанесли еще один серьезный удар по ее цене.
Последние полгода веру инвесторов в стабильность рынка подогревала договоренность ОПЕК со странами, не входящими в картель, о заморозке уровня добычи, который должен сократить переизбыток предложения и тем самым поддержать цены на нефть. Договор, длительность которого составляет 6 месяцев, вступил в силу 1 января 2017 года. То есть не за горами его окончание, и пока не ясно, договорятся ли страны о его пролонгации.
Все это отражается на стоимости цены на сырье. За 4 мая его цена снизилась примерно на 5%. Утром 5 мая тенденция продолжилась.
Резкое снижение цены на нефть стало ударом для экономик стран, зависящих от экспорта данного продукта. Например,
в России 4 мая произошло серьезное ослабление рубля: доллар за день подорожал на 1,1 рубль, евро – на 1,6
Эксперты и аналитики сходятся в прогнозах, что это только начало: о переоцененности рубля неоднократно говорили на самом высоком уровне, а потому нынешний толчок может стать поводом для прогнозируемого ранее ослабления валюты на 10%.
В Казахстане чиновники в девальвацию не верят, однако тенге это не спасает
Официальный курс доллара за неделю вырос более чем на 4 тенге. И рост на этом не заканчивается: днем 5 мая цена на американскую валюту в обменниках составила 317-319 тенге, курс евро поднялся до 348-351 тенге. То есть всего за полторы недели тенге плавно просел на 7 тенге по отношению к доллару и на 15 тенге по отношению к евро. При этом стоить отметить, что ослабление началось еще до падения нефтяного рынка.
Нынешнее положение невыгодно в Казахстане никому:
Казахстан сам по себе не может повлиять на ситуацию на мировом рынке, а потому единственным выходом для республики является подстраивание под сложившуюся обстановку. Тут механизм стандартный:
поступления из Нацфонда либо позволят переждать кризисную ситуацию, либо оттянут девальвацию
Однако Казахстан – далеко не единственная республика, которая оказалась в неудобной ситуации. От снижения цен страдает картель нефтедобывающих стран (ОПЕК), а также отдельные страны-нефтедобытчики (вроде России). Все вместе они способны принять необходимые меры. Речь идет, в первую очередь, о продлении соглашения о заморозке добыче нефти, которое, казалось бы, пошло на пользу всем. Однако ни одна из стран пока не высказалась за это решение. Казахстанские чиновники, например, пообещали озвучить свое решение в конце мая.
Из-за чего страны откладывают решение, которое пойдет им на пользу? Во-первых, не все из них выполнили условия действующей договоренности, при этом прогресса в данном направлении в некоторых странах нет. Во-вторых, многие страны обеспечивают снижение за счет вывода ряда месторождений на капремонты, которое в любом случае привело бы к сокращению добычи. Пролонгация договора вынудит их искать иные выходы, включая непопулярные меры вроде заморозки объектов.
В-третьих, ОПЕК должен оперативно отреагировать на угрозу со стороны США. Наращивание добычи в Америке автоматически сократит долю стран картеля как минимум на северо-американском рынке, в результате чего освободившиеся объемы будут направлены в Европу и Азию, конкуренция на рынках которых спровоцирует еще одно снижение цен.
Так или иначе, странам необходимо будет принять решение. От этого зависит цена на нефть и, как результат, состояние экономики Казахстана.