Пхеньян 14 мая произвел очередной испытательной пуск баллистической ракеты средней дальности. По данным Японии, дальность полета составила 800 километров.
Как сообщает RT, Совет Безопасности ООН в этой связи созывает экстренное заседание, которое пройдет 16 мая. Лидер КНДР Ким Чен Ын заявил, что и дальше будет продолжать как испытания баллистических ракет, так и ядерную программу, пока «США и их вассалы не примут правильное решение». Мир застыл в ожидании. Мнения о том, что этот конфликт закончится войной, и уже сравнительно в недалеком будущем, продолжают раздаваться.
Политолог Болат Султанов в интервью 365info изложил собственное видение причин и возможных последствий конфликта на Корейском полуострове.
— Болат Клычбаевич, насколько реально более менее мирное разрешение этой ситуации? Или обстановка будет накаляться до тех пор, пока не взорвется окончательно, вылившись в полноценную войну, возможно, с применением ядерных средств?
— Надеюсь, что у политических элит сторон конфликта еще работает инстинкт самосохранения, и в ближайшее время взрыва не будет. Но в силу их же консерватизма и догматизма в ближне- и среднесрочной перспективе ситуацию тоже не урегулируют. Как говорил классик, если в начале пьесы на стене висит ружье, в конце оно обязательно выстрелит. Так что предпринимать меры нужно, иначе рано или поздно у кого-то возникнет соблазн побаловаться и постращать соседа.
Сам вопрос денуклеаризации Корейского полуострова стоит на повестке дня уже много лет, но общий язык стороны найти не могут. В КНДР заявляют, что обеспечение ее обороноспособности, в том числе пополнение арсенала для защиты независимости, это сугубо ее внутреннее дело. А Южная Корея, мнение которой поддерживают США, считает, что Пхеньян не имеет права оснащаться ракетно-ядерным оружием.
При этом они совершенно не доверяют друг другу.
В КНДР показали ролик, имитирующий ядерный удар по США
Пхеньян озабочен тем, что в Южной Корее находится большой контингент американских вооруженных сил. Плюс к тому, в регионе имеются союзники США — Япония в первую очередь. КНДР не чувствует себя в безопасности и опасается, что соседи могут помешать им строить социализм по корейским лекалам. С другой стороны, тот факт, что Северная Корея запускает свои ракеты на все большую дальность, вызывает беспокойство уже не только Южной Кореи и Японии, но и США.
Сейчас следует действовать очень сдержанно и взвешенно. Наверное, самым лучшим было бы последовать инициативам, которые выдвигает Казахстан, о создании по примеру Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. Мы предлагали создать такие же зоны на Ближнем и Среднем Востоке, чтобы, например, Иран и Израиль отказались от ядерных планов и впустили на свою территорию инспекторов под эгидой МАГАТЭ.
— Думаете, на этот вариант Северная Корея согласится?
— Сегодня там никто на это не пойдет до тех пор, пока мировое сообщество в лице Совета Безопасности ООН не найдет способ представить Пхеньяну реальные гарантии безопасности. Кроме того, КНДР проводит испытания еще и с целью добиться отмены санкций США и их союзников или хотя бы их ослабить. И это тоже следует помнить.
Какие могут быть «реальные гарантии безопасности» в условиях полного взаимного недоверия?
Во-первых,
необходимо сокращение военного присутствия США на территории Южной Кореи.
В КНДР нет иностранных войск, а у соседей солидный американский контингент, вооруженный по последнему слову техники, включая американские средства противоракетной обороны. Сокращение такого присутствия стало бы первым шагом к тому, чтобы внести успокоение в умы лидеров Пхеньяна.
— Ни США, ни Южная Корея на это не пойдут.
Да, у них в свою очередь не вызывает доверия Пхеньян. Поэтому
КНДР должен прекратить испытания. Этот процесс должен стать взаимным и синхронным
в обеих Кореях и осуществляться под контролем ООН.
— Это единственные причины противостояния?
— Недоверие не в последнюю очередь возникает из-за политики двойных стандартов. Почему одни страны могут быть членами ядерного клуба, а другие нет? Весь мир до сих пор в неведении, есть ли ядерное оружие у Израиля? Де юре он отрицает наличие такового, но я полагаю, что де факто имеется. Когда же речь заходит, например, об Иране или Сирии, мировое сообщество дружно заявляет, что эти страны не имеют права заниматься разработками в ядерной отрасли. Так что пора менять международные отношения в целом. Сейчас
в мировой практике превалирует дипломатия Кольта — кто быстрее выстрелит, тот и прав.
Международного права нет, государства, которые вообще-то являются членами ООН, подвергаются бомбардировкам и ракетным обстрелам. Политику Дикого Запада нужно заканчивать и переходить к взаимовыгодным переговорам. Это трудно, придется отказываться от многих стереотипов, но иначе веру в международное право не вернуть, а значит не будет и доверия друг другу.
Трамп требует миллиард долларов от Южной Кореи за защиту от КНДР
Если брать данный конкретный случай, то здесь для начала не следует делать никаких «резких движений». Маневры американского авианосца в водах вблизи КНДР также не способствуют разрядке, как и испытания северокорейских ракет. Решение этого вопроса следует предоставить дипломатам, а не горячим головам из министерств обороны. Пусть ищут взаимоприемлемые варианты.
— Кроме того, полагаю, что нужно подключать к этому процессу общественные движения. Самое время сейчас выступить с инициативой о возрождении мирного антивоенного антиядерного движения, которое существовало в 60-70 годы прошлого века. Именно оно привело к тому, что СССР и США подписали соглашения о сокращении наступательных вооружений — знаменитые СНВ-1 и СНВ-2. К сожалению, нынешние политические элиты не готовы к новым методам взаимоотношений, и их нужно к этому подтолкнуть. Сейчас у нас есть движение антиглобалистов, которое уже стало определенной силой и влияет на мировую политику. Теперь, если мы хотим избежать ядерного конфликта, пора создавать антивоенное.
Ядерная политика Трампа может привести к конфликту с Казахстаном и Россией
К сожалению, повторюсь, сегодня
международное право отсутствует, а в политике превалирует недоверие.
Постоянная неравномерность экономического развития в прошлом приводила к войнам за перераспределение мест за столом с яствами, и сейчас государства считают, что для защиты своих интересов нужно наращивать военные арсеналы. Выгоду от этого получают военно-промышленные комплексы развитых государств. Сейчас я все больше соглашаюсь с мнением, что есть так называемое мировое закулисье, которое сильнее, чем национальные правительства. Именно они выступали с идеей глобального мироустройства. Лично я против глобализации. Прошедшие кризисы показали, что интересы простых граждан могут защитить только национальные государства, и их нужно сохранить. На интересы того или иного народа транснациональным корпорациям просто наплевать, у них есть собственные. В угоду им переформировываются политические устройства и экономические системы, постоянно происходят войны и конфликты. Посмотрите, что творится в Африке, Азии, Латинской Америке. Сокращение оружия массового поражения тоже противоречит интересам корпораций, получающих сверхприбыли. Танк намного дороже трактора. Следует обуздать их безмерные аппетиты, а это можно сделать только совместными усилиями по системному переустройству. Сейчас нужно в первую очередь восстанавливать международное право, это послужит предпосылкой для возвращения обоюдного доверия. В числе прочего — восстановить роль и значение Организации Объединенных наций.
— Есть мнение, что как это ни парадоксально, но именно наличие ядерной дубинки выступает серьезным сдерживающим фактором и не дает начаться очередной мировой войне.
— С этим мнением категорически несогласен, потому что, как уже говорил, если ружье есть, оно рано или поздно выстрелит. Наращивание ядерных арсеналов — это путь в никуда. Наоборот, их нужно сокращать и расширять количество зон, свободных от ядерного оружия.
КНДР пригрозила США ядерной атакой
Сейчас до многих политиков не доходит простая мысль, высказанная Эйнштейном: «Неизвестно, какое оружие будет в третью мировую, но
в четвертую люди будут воевать камнями и палками»
Несогласие простых избирателей с текущей ситуацией начинает приобретать глобальные черты. Итоги выборов в США и Франции — как раз результаты протеста населения этих стран против существующей политики элит. Появилась определенная надежда, что такое же изменение в умах начнется в других странах. И если процесс примет глобальный характер, можно будет уже говорить о возможности перестройки мировой системы международных отношений.