По статистике, казахстанцы готовы тратить на покупку новых автомобилей на 20-25% больше, чем в 2016 году. Однако по факту популярность набирают бюджетные модели.
По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в январе-апреле 2017 года в республике было продано 11 018 новых легковых автомобилей на общую сумму 272,8 млн долларов. Данных за аналогичный период 2016 года нет, однако известно, что по итогам 12 месяцев 2016 года было продано 43 845 авто на общую сумму 869,9 млн долларов.
Имея эти цифры,
легко посчитать примерную среднюю стоимость одного покупаемого автомобиля. В 2016 году она составила около 19 800 долларов, в январе-апреле 2017 года – 24 800 долларов
Таким образом, казахстанцы ориентируются на более дорогой сегмент: за новую машину они готовы выложить на 20-25% больше (в долларовом эквиваленте), чем в 2016 году.
Однако это вовсе не означает, что жители республики стали более рачительны. Тон задают те, чьи доходы значительно выше среднего: за первые четыре месяца 2017 года в Казахстане продано 6 Jaguar, 17 Porsche, 31 Land Rover, 5 Mini — стоимость продукции этих брендов порой в несколько раз превышает среднюю цену на рынке. Ранее Ассоциация Казахстанского автобизнеса (АКАБ) в своем исследовании указывала, что наиболее популярным автомобилем в сегменте свыше 20 миллионов тенге является Toyota LC200 – в январе-апреле 2017 года продано 42 единицы.
Toyota вообще является любимым брендом казахстанских автовладельцев. По данным КазАвтоПрома, за 4 месяца 2017 года в республике продано 2 290 автомобилей этой марки. По итогам 2016 года, доля бренда на рынке выросла с 20 до 20,8%.
Сразу 5 моделей Toyota входят в Топ-13 самых продаваемых автомобилей в Казахстане по итогам 4-х месяцев 2017 года. Возглавляют рейтинг седаны Camry (продано 885 единиц), компактные кроссоверы Rav4 идут на четвертом месте (526 единиц), внедорожники Land Cruiser 200 (319 единиц) и Land Cruiser Prado (234 единиц) занимают седьмое и двенадцатое место соответственно, а Corolla (185 единиц) – тринадцатое. Таким образом, японскому бренду удалось закрепиться и выйти на лидирующие позиции практически во всех сегментах.
Есть ли толк от программы утилизации автомобилей?
Если любовь к этому бренду у казахстанцев остается, то предпочтения в более низком ценовом сегменте стремительно меняются. Lada, Renault, Hyundai и Kia теряют свои доли на рынке, уступая место Ravon. По итогам 2016 года, продукция узбекского автопрома, не входящая в Топ-20 самых популярных брендов, сейчас идет на четвертом месте в рейтинге (продано 774 автомобиля). На его долю приходится 7% от общего объема продаж. Самая популярная модель – Ravon Nexia (за 4 месяца 2017 года реализовано 576 единиц).
Если оставить в стороне споры о том, автомобили какой марки самые лучшие, можно выделить три основных причины, почему симпатии казахстанцев расположились следующим образом.
Китайский автопром на пороге прорыва в Казахстане
Первая – общее снижение покупательской способности, о чем свидетельствует статистика отрасли. По данным «КазАвтоПрома», количество сделок в январе-апреле 2017 года по новым автомобилям сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 23%. Аналогичная ситуация и на вторичном рынке: по данным Комитета по статистике МНЭ РК, в марте 2017 года (более свежих данных пока нет) число зарегистрированных легковых автомобилей уменьшилось по сравнению с февралем 2017 года на 21,4%, а по сравнению с мартом 2016 года — на 16,7%. Соответственно, сократилось количество сделок купли-продажи на территории республики. Потому
неудивительно, что бюджетные Ravon пользуются такой популярностью
Вторая причина – меры поддержки отечественного автопрома. Отечественную продукцию можно приобрести по программе льготного кредитования, ставка по которому составляет 4%. Это позволило значительно снизить долю импорта: по данным АКАБ, в апреле 2017 года доля автомобилей казахстанского производства в общей структуре продаж составила 34,3%, при том что годом ранее этот показатель находился в районе 19%. Учитывая, что в республике ведется сборка таких брендов как Lada, Kia, Chevrolet и Hyundai, нет ничего удивительного в том, что они занимают на рынке значительную долю.
И третья причина – это действие Евразийского экономического союза. Товарооборот между странами упростился, в результате чего продукция российского автопрома стала более доступна для казахстанских потребителей. Это касается целого ряда брендов, сборка которых ведется на территории России, в число которых входит и Toyota.