Эффективность работы ЕНПФ показал сравнительный анализ: результаты не в пользу пенсионного фонда.
Экономист и директор Центра исследований прикладной экономики (ЦИПЭ) Жаныбек Айгазин провел анализ эффективности ЕНПФ в сравнении с другими инструментами накопления. Для этого он разработал три теоретических сценария, предлагая нам пофантазировать: что было бы, если среднестатистический казахстанец, имея возможность выбирать, смог бы с января 2013:
— Мы попробовали провести сравнительный анализ реальной доходности накопительных пенсионных фондов, банковских депозитов в национальной и иностранной валюте за период с 2013 (когда возник ЕНПФ) по 2016 годы. Для этого мы использовали среднемесячную номинальную заработную плату среднестатистического гражданина Республики Казахстана, — отмечает Айгазин.
После этого экономисты ЦИПЭ сравнили, какие бы результаты по истечению 4 лет накоплений по трем видам вкладов имел среднестатистический гражданин Казахстана в номинальном выражении (в текущих ценах) и в реальном выражении (в ценах января 2013 года).
— При этом,
для расчетов пенсионных накоплений мы использовали исторические годовые доходности по ЕНПФ (с 2013 года),
которые представлены на сайтах Национального Банк Казахстана и ЕНПФ. Также для расчетов накоплений средств среднестатистического гражданина Казахстана на банковских депозитах мы использовали исторические данные по ставкам вознаграждения в годовых по вкладам в национальной валюте и СКВ с января 2013 по декабрь 2016-го, которые также представлены на сайте Национального Банка, — утверждает экономист
По итогам проведенных расчетов было определено, что если бы казахстанец с января 2013 по декабрь 2016 года ежемесячно откладывал 10% своей заработной платы в ЕНПФ, то его доходность с поправкой на инфляцию за анализируемый период составила бы 0,6%. В случае, если бы этот гражданин откладывал те же средства на тенговый банковский депозит, то его реальная доходность за анализируемый период составила -0,25%, то есть был бы убыток.
Если бы тот же гражданин отчислял аналогичный объем своих сбережений на банковский депозит в долларах США, то его реальная доходность в долларах США составила бы 4,7%,
а в тенге, благодаря переоценке средств из-за положительной курсовой разницы, эта величина равнялась бы 43,8%.
— Расчеты показывают, что лучше положить на депозит в СКВ, даже с учетом низких процентных ставок по депозитам в иностранной валюте
А с учетом инфляции (в номинальном выражении), если бы казахстанец отправлял ежемесячно по 10% в ЕНПФ, он накопил бы к началу 2017 году сумму 713 813 тенге; если бы он отправлял эти средства на депозит в тенге, он бы получил дополнительно 707 779 тенге; если бы конвертировал ежемесячно в доллары США и перечислял на депозит, то имел бы 3 058 долларов США или 1 020 394 тенге. Разница налицо! — подчеркивает Жаныбек Айгазин.
По словам Айгазина, накопительная пенсионная система в Казахстане строилась по подобию чилийской.
— В Чили существует система пенсионных мультипортфелей.
Вкладчик может выбрать из пяти вариантов — от наиболее рискованного до наиболее консервативного,
с тем, чтобы пенсионный фонд мог зарабатывать для клиента. Молодые люди выбирают более рискованную стратегию управления, так как уровень накоплений еще невысок и терять особо нечего, но с возрастом стратегия становится более осторожной, а портфель более консервативным.
Может ЕНПФ стоит взять это на вооружение?
— задается вопросом Агазин.
На сегодняшний день ЕНПФ, помимо сберегательных и инвестиционных функций, выступает кредитором дефицита республиканского бюджета. И в настоящее время в обществе будируется вопрос открытости и прозрачности ЕНПФ. Для этого в целях изучения мнения общества создан общественный совет при ЕНПФ.
— Конечно, вопрос сохранности пенсионных накоплений стоит очень остро, когда ты имеешь уже значительный трудовой стаж. К тому же, когда
несколько волн девальвации обесценивают твою «подушку» на будущее
Ведь хочется не только комфортно себя чувствовать на пенсии, но и по возможности помочь детям в их образовании, — подытоживает директор ЦИПЭ.