В планы по социально-экономическому развитию РК входят увеличение безработицы, снижение производительности труда и почти двукратное увеличение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Звучит парадоксально, но так и есть.
Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2017-2021 годы представлен в открытом доступе на сайте Министерства национальной экономики. Каждый казахстанец может увидеть, какое будущее ему прогнозирует государство.
Стоит отметить, что все данные актуализированы: изменения в документ были внесены 13 февраля 2017 года, то есть с учетом задач, поставленных в ежегодном послании.
Год за годом Акорда ставит перед правительством одни и те же задачи:
Но в прогнозном плане развития они вновь окажутся неуслышанными: количество работающих казахстанцев снизится на 283,7 тысяч человек, а уровень безработицы увеличится на 0,2% по сравнению с 2016 годом.
Что интересно, снижение численности занятых касается как наемных работников, так и самозанятых (по сути, тот же малый бизнес). Первых по прогнозам станет меньше почти на 70 тысяч человек (или на 1,1%, до 6 млн 291,3 тыс), вторых – более чем на 200 тысяч (на 9,8%, до 1 млн 980 тыс).
Количество безработных казахстанцев вырастет не так сильно – на 8,7 тысяч человек к уровню 2016 года и на 13,7 тыс к ожидаемому уровню 2017 года (до 453,7 тысяч человек). Тут дело в том, что общее количество экономически активного населения по разным причинам (от выхода на пенсию до эмиграции) будет снижаться, что и не позволит заметно увеличиться числу безработных.
Хорошая новость: зарплаты казахстанцев будут расти. В 2021 году среднестатистический работник (которых, как мы помним, станет меньше) ежемесячно будет зарабатывать 172 743 тенге, что на 38,6 тысяч, или 28,8%, больше, чем в 2016 году.
Плохая новость: цены будут расти быстрее. По прогнозам, индекс реальной заработной платы будет снижаться каждый год на 1% и лишь в 2021 году годовой показатель не изменится. То есть даже в прогнозах речи об улучшении благосостояния населения нет.
Но хуже другое: прожиточный минимум (по сути, минимальное количество средств, необходимое для поддержания жизнедеятельности человека) вырастет за 5 лет на 42,2%, то есть в полтора раза быстрее темпов роста номинальной зарплаты. Как
итог: увеличение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума
В 2016 году бедных казахстанцев было 4%, в 2018-2020 году эта доля составит 8%. То есть в планах развития Казахстана прямо указывается на то, что число бедняков увеличится вдвое и к ним будет относиться каждый 12 житель республики.
Большое внимание традиционно уделяется поиску путей развития отраслей за счет внедрения инновационных технологий, благодаря которым должна увеличиться эффективность производства. При этом количество специалистов, которые и должны заниматься этим, будет сокращаться.
Так, в 2016 году количество выпускников высших учебных заведений составило 138 тыс. человек. К 2018 году планируется сократить их количество до 125,4 тысяч, после чего уровень будет поддерживаться.
Не планируется и значительных изменений в подготовке кадров с послевузовским образованием: запланированный рост в 2021 году по сравнению с 2016-м составит… 136 человек в год.
В результате потребность в кадрах увеличится со 126 тысяч (в 2016 году) до 171 тыс. человек. Причем бум ожидается уже в 2017 году: согласно актуализированному прогнозу, дефицит персонала к концу года составит 165 тысяч человек.
В этом всем есть и положительный момент. Развитие дуального образования, сетей колледжей, внедрение программ, направленных на популяризацию рабочих профессий, должно сделать свое дело: количество выпускников с техническим и профессиональным образованием по прогнозам увеличится на 9,2%.
Могут оказаться неуслышанными слова президента и о сельском хозяйстве как двигателе экономики. Запланированная урожайность пшеницы, например, остается на ближайшие годы неизменной, хотя внедрение новых технологий могло хотя бы в теории показатель повысить. Еще один интересный момент – снижение производительности труда в агросекторе к 2018 году с 1 555,9 до 1 100 тыс тенге на человека. К 2021 году планируется вернуть этот показатель на уровень в полтора миллиона на человека, но ни о каком росте, как видим, речи не идет.
Запланировано в Казахстане ухудшение не только социальной, но и бюджетной обстановки. Так,
доходы в республиканский бюджет без учета трансфертов в 2018 году спрогнозированы даже на меньшем уровне, чем в 2016
Доходная часть государственного бюджета без учета трансфертов увеличится на 8%, что довольно скромно само по себе и уж совсем несерьезно на фоне роста базовых социальных показателей: МРП, средние зарплаты, уровень инфляции и т. д.
Скромные показатели обусловлены прежде всего тем, что ни в одной отрасли не запланировано значительных позитивных изменений. По всем направлениям средний рост увеличения производительности установлен в коридоре +2-1%, а это совсем непохоже на те показатели, которые должны помочь Казахстану войти в число лидирующих стран мира.
Особняком стоит нефтегазовая отрасль, которая как обычно должна прийти на помощь бюджету и стать толчком к развитию всей экономики республики. По прогнозам, добыча нефти в Казахстане увеличится в 2021 году до 86,5 млн тонн (в 2016 – 78 млн). Но прогнозная цена на нее находится на низком уровне: 35 долларов за баррель в 2018 году с ростом до 45 долларов к 2021 году.
По этой причине
в 2018 и 2019 гг. в Нацфонд будет поступать на 1 трлн долларов меньше, чем запланировано из него изымать
И то при условии, что инвестиционные доходы от его деятельности будут составлять порядка 700 млрд тенге, что пока выглядит довольно спорным.
Видимо, в низкой заложенной цене на нефть и заключается единственный резерв потенциального социально-экономического развития Казахстана. Если он не сыграет, то кризисные времена 2014-16 гг. в 2021-м мы все будет вспоминать с завистью.