Нюансы мировой политики в области атомной энергетики создали уникальную ситуацию. Потенциально опасная отрасль в ближайшем будущем может оказаться крайне востребованной — Россия готова к этому уже сейчас. И извлекает из этого политические выгоды.
Венгрию можно по праву считать первой страной, которая в 21-м веке выиграла от растущих намерений России расширить свое влияние на международной арене. В 2015 г. Владимир Путин посетил эту страну, причем визит прошел достаточно тихо. Тогда на Россию началось активное давление из-за присоединения Крыма, а премьер-министр Венгрии Виктор Орбан стал первым европейским лидером, принявшим президента РФ. Будапешт получил заем в размере 10 млрд евро на привлечение «Росатома» к расширению мощности АЭС в центральной Венгрии. Эта станция обеспечивает 40% потребностей внутреннего рынка страны в электричестве.
В феврале 2017 года Путин снова посетил Венгрию. В этот раз Виктор Орбан повел себя несколько напористей — стоя рядом с Путиным, он сказал, что «мир в процессе существенного переформатирования». Перед отъездом Путин согласился на полное финансирование Россией того «атомного» проекта.
Жесты Путина и слова Орбана ознаменовали не просто какие-то хорошие отношения – скорее всего, это начало новой атомной дипломатии 21-го века.
Атомная энергетика стабильно сокращает объемы выработки и пользуется все менее доверительным к себе отношением в ЕС, США и Японии. В молодых суверенных государствах и быстро развивающихся экономиках атомная энергетика зачастую расценивается как мощный драйвер в будущее. В попытке обуздать климатические изменения группа из 10 стран, потребляющих 1/3 энергетических ресурсов планеты, составила знаменитое Парижское соглашение, включив туда планы по развитию атомной энергетики. К 2040 г. страны Азии, как отдельная группа по прогнозам, увеличат производство атомной энергии в 6 раз. Даже Индия, которая больше всех в Азии декларирует развитие солярной энергетики, имеет планы увеличить выработку атомной энергии в 8 раз.
Японцы вручили Назарбаеву премию за ядерное разоружение
По прогнозам ученых, мир должен к 2050 г. удвоить глобальную выработку атомной энергии, чтобы человечество могло постепенно и контролируемо ограничить глобальное потепление двумя градусами по Цельсию – иначе растают полюса. При этом в мире сложилась такая практика: все страны, входящие в Парижское соглашение, стремятся, согласно своим мандатам, каждые пять лет добавлять более амбициозные цели и задачи в свои планы по борьбе с изменениями климата. Соответственно, начинают больше думать об атомной энергетике и наверняка о Казахстане, где самые богатые ресурсы урана.
Продолжающиеся инвестиции в создание следующего поколения реакторов открывает новые обширные рынки. Многие начинающие экономическое развитие страны не могут содержать атомную энергетику, так как существующие технологии сопряжены с большим количеством ограничений, запретов, обременительных международных процедур согласований и разрешений.
Решением этому могли бы стать реакторы малой мощности (РММ) – компактные разборно-модульные мобильные реакторы, которые снимают многие из барьеров, мешающих менее развитым странам перейти на атомную энергетику сегодня. Такие реакторы требуют меньшего объема первоначальных капитальных инвестиций, могут варьироваться в мощности и конфигурациях, а для их перевозки достаточно даже грузовиков.
https://365info.kz/2017/04/gryaznaya-bomba/
При этом РММ в случае успешного массового внедрения могут стать стартовой площадкой для коммерциализации новой инновационной модели современной атомной индустрии – того, что физики-ядерщики называют Реакторами 4-го поколения. Условно назовем их Р-4. Но именно к коммерческому внедрению они пока не готовы. Считается, что Р-4 более эффективны, дешевле и склонны скорее потреблять, нежели создавать ядерные отходы. Принципиальное отличие РММ и Р-4 в том, что они в своей конструкции предусматривают модульное наращивание мощности, чего нет в современных промышленных реакторах. Потребление ядерных отходов как никакой другой фактор лучше всего вписывается в заявляемое человечеством будущее планеты – возобновляемые источники энергии. А они работают с перерывами. Соответственно, чем больше таких машин будет подключено к энергораспределительным сетям, тем меньше будет рисков сбоев и перенапряжений.
К этому остается добавить, что повторное использование ядерных отходов обретает особую актуальность. Учитывая растущую техническую грамотность и оснащенность современных террористических уже даже не группировок, а целых картелей, нужно иметь в виду, что в мире накоплены отходы АЭС, достаточные для производства примерно 5000 ударных ядерных изделий (данные Nuclear Threat Indicator, агентства по отслеживанию состояния современной глобальной атомной индустрии).
По мере того как растут урановые аппетиты развивающихся экономик мира, Россия начинает выглядеть как страна, которая первой от этого выигрывает. Сегодня у «Росатома» находятся контракты на строительство 34 АЭС в 13 странах мира. Совокупная стоимость этих проектов – примерно 300 млрд долларов, а это 60% от всего атомного рынка мира. Доля России в мировом атомно-экспортном рынке будет только расти, особенно если эта деятельность продолжит оставаться частью внешней политики России. Визит Путина в Венгрию был только одной остановкой в процессе международного турне, в процессе которого как раз и были подписаны соглашения с указанными 13 странами.
Ядерный советский «Комсомолец» все еще интересует Запад
Доминирование «Росатома» на рынке, хотя и частично, объясняется тем, что компания ведет свои дела по принципу «Строю, Владею, Эксплуатирую». Она проектирует и строит АЭС, владея ими на чужой территории, и оказывает этой территории полный спектр услуг – от выработки до утилизации отходов реакторного топлива. Думается, нет смысла повторять, что финансирование всех этапов такой деятельности чаще всего обеспечивается самой Россией. И именно потому что Росатом является компанией государственной, он пользуется неограниченным дешевым финансированием. Значит может строить и продавать реакторы существенно дешевле своих конкурентов. Например, в 2010-м г. Россия строила АЭС на 20-50% дешевле западных компаний. Сегодня она борется за то, чтобы первой в мире запустить на своей территории два Р-4 (согласно планов – до 2025 г.).
До 90-х гг. США были лидером глобального рынка атомных технологий. Как генеральный и основной поставщик таковых, Америка разработала и внедрила свою систему международной ядерной безопасности в гражданской атомной индустрии.
Ядерная политика Трампа может привести к конфликту с Казахстаном и Россией
С тех пор Америка, если судить по публикациям американских экспертов, заросла жирком и утеряла инициативу. Отмечается высокая забюрокраченность вопроса, наличие большого количества государственных структур, вовлеченных в процесс с неразграниченными полномочиями. Проще говоря, переговоры с США в области атомной энергетики могут растянуться на несколько лет. Плюс сами эксперты говорят о чрезмерно завышенных стандартах, заложенных Америкой в атомное сотрудничество. Отмечается недоступность финансовых средств для реализации атомных проектов, потому что американские банки начисляют высокие процентные ставки. Кто-то из американских менеджеров-ядерщиков однажды в сердцах воскликнул, что уменьшение стоимости займа всего на 1% дало бы операторам индустрии возможность экономить до 45 млн долларов США в год. Здесь надо понимать, что в атомной индустрии стандартный заем начинается примерно с 7 млрд долларов.
Таким образом, комбинация государственной поддержки, передовых технологий и имперский подход к бизнес-расширению обеспечивают России преимущественное положение в глобальной атомной энергетике на десятилетия вперед.