Почему электронная система билетирования «Онай», красноречиво доказавшая свою экономическую эффективность, оказалась нежизнеспособной? Почему наличная оплата вытесняет систему электронного билетирования? Неужели акулы теневого бизнеса, превратившие эту сферу в кормежку, вновь одержали верх? Это пытается понять журналист политического еженедельника «Туркестан».
«Платежные карты «Онай», внедренные в общественный транспорт Алматы, официально вступили в действие в октябре 2016 года. Однако первоначальный напор был недолгим, от силы три-четыре месяца. Сегодня все вернулось на круги своя — пассажиры расплачиваются за проезд наличными, как и прежде.
Всего полгода назад казалось, что в общественный транспорт нельзя попасть без карточки «Онай». Контролеры никому не давали спуску. Пассажиров-безбилетников даже привлекали к административной ответственности.
В ходе специального рейда
только за один час работы было выявлено около 200 безбилетников, на каждого из них был был наложен штраф в размере двух МРП, то есть на сумму 4242 тенге
Под напором такой работы пассажиры стали приобретать карточки «Онай» и привыкать к новой системе.
Помнится, водители, лишенные возможности собирать наличные деньги, даже устраивали саботаж, отказываясь выезжать на линии. Как бы то ни было, но они и до сих пор не устают повторять, что эта система им невыгодна.
Представители частных компаний утверждают, что из-за системы «Онай» несут убытки
Если верить их словам, контролеры, оказывается, вообще не проверяют автобусы частников. Отсутствие должного контроля приводит к тому, что пассажиры уклоняются от уплаты за проезд. Вследствие этого за одну неделю частники потеряли почти половину своих доходов.
Перевозчики, бьющие тревогу, что
с момента полного внедрения системы «Онай» потеряли 60 процентов своих доходов,
утверждают, что испытывают дефицит средств для приобретения горючего.
Однако разве время не доказало эффективность платежных карт «Онай» для города и пассажиров?
Во-первых,
это сформирует культуру проезда в общественном транспорте, во-вторых, даст возможность обновить пассажирский парк, то есть устаревшие автобусы
Ведь владельцы частных автопарков не очень охотно обновляют свой подвижной состав.
Кроме того, электронная система оплаты проезда позволит осуществлять мониторинг пассажиропотока и востребованность маршрутов, что будет способствовать повышению качества обслуживания пассажиров.
По словам ответственных специалистов, эта система должна была вытащить деньги из теневого оборота и увеличить поступление налогов в городской бюджет.
Необходимо отметить, что в 2016 году
по системе «Онай» было осуществлено 3,733 млн транзакций, в результате которых в городской бюджет поступило 231,231 млн тенге
А если посмотреть на показатели сначала 2017 года,
за первые десять дней в городской бюджет поступило 67,29 млн тенге
Всего за полдня было осуществлено более 139 тысяч транзакций, по которым в бюджет города поступило 8,537 млн тенге. Изначально в оборот поступило 473 826 электронных карт «Онай», по которым за проезд в общественном транспорте было оплачено 108 086 195 тенге.
Кроме того, по словам заместителя начальника управления пассажирского транспорта Ерлана Адилова, до ввода системы «Онай» средний ежемесячный доход составлял 830 миллионов тенге, а после новой электронной системы оплаты
среднемесячный доход в марте составил более 1 млрд тенге
Выходит, только за один месяц в городской бюджет дополнительно поступило 180 млн тенге.
А вот что сказал о новой электронной системе аким Алматы Бауыржан Байбек:
«Самое главное, мы исключили человеческий фактор, открыто показали, сколько денег протекает мимо городского бюджета. Мы должны были показать людям, куда уходят их деньги.
Горожане должны знать, что их деньги за проезд возвращаются им в виде оказания качественных услуг.
Раньше нам было неизвестно точное количество пассажиров, пользующихся услугами общественного транспорта, каковы ежемесячные расходы и доходы, куда уходят деньги пассажиров?
А сегодня благодаря новой системе мы знаем, что объем рынка пассажиров примерно составляет 19-20 миллиардов тенге.
То есть мы выводим из теневого оборота порядка 6-7 миллиардов тенге
Сегодня контролеры стали большой редкостью в салонах автобусов. Их места заняли так называемые кондукторы или помощники водителей, которые взимают с пассажиров наличную оплату. Более того, они недовольно смотрят на тех, кто пользуется платежной картой. Почему?
Акулы теневого бизнеса, несмотря на очевидные преимущества новой системы билетирования, не собираются сдаваться. Не желает терять завоеванные позиции и аким города. Бауыржан Байбек приступил к выявлению источников нелегального бизнеса. Это, безусловно, невыгодно предпринимателям. Даже премьер-министр Бахытжан Сагинтаев сказал, что введение «Онай» оказалось делом нелегким. Система лишает левого заработка акул теневого бизнеса, превративших перевозку пассажиров в свою кормушку».