Топливо становится одной из самых значимых статей импорта в стране. Хотя руководство министерства энергетики и отчитывается о том, что рынок ГСМ в Казахстане независим и самодостаточен.
18 апреля министр энергетики Канат Бозумбаев отчитался за рынок нефтепродуктов. Он сообщил, что во время посевных работ дефицита с топливом в республике не будет.
«В рамках утвержденного графика для весенне-полевых работ 2017 года сельхозтоваропроизводителям должно быть поставлено 375 тысяч тонн, в том числе через АНПЗ — 79,0 тыс. тн, через ПНХЗ – 233 тыс. тн и ПКОП — 63,0 тыс. тн. В соответствии с заявкой Министерства сельского хозяйства потребность в дизельном топливе удовлетворена в полном объеме».
Кроме того, по словам Бозумбаева, «внутренний рынок полностью обеспечен отечественным ГСМ». На бумаге все действительно хорошо: за первый квартал 2017 года в Казахстане было произведено 810,3 тыс тонн бензина, что на 18,2% больше показателей первого квартала 2016 года. Производство дизельного топлива увеличилось еще больше – на 28,8%, до 1,117 млн тонн.
С точки зрения данных Комитета по статистике, ситуация выглядит иначе. За первые 2 месяца 2017 года в Казахстан было ввезено 237 тысяч тонн бензина и 59,9 тысяч тонн дизельного топлива. Это на 60,3 и 77,1% больше показателей 2016 года. В результате
доля иностранного (читай – российского) бензина на казахстанском рынке составила в январе-феврале 29,6%, дизтоплива – 7,6%
Республика не только ввозит больше топлива, но и платит за него более высокую цену: средняя цена на бензин выросла на 59,4%, на дизтопливо – на 47,1%. В результате, в денежном выражении импорт вырос в 2,6 раз: 104 млн и 28,6 млн долларов соответственно.
По итогам первых двух месяцев 2017 года топливо входит в Топ-4 статей казахстанского импорта, уступая лишь нефти, медикаментам и удобрениям (тут отдельная и очень странная история – сократив их импорт из России на 20%, Казахстан вдруг стал платить за них в 44 раза больше).
Сейчас бензин составляет 3,3% от всего республиканского импорта в республику, причем доля за год выросла вдвое
Для сравнения: одежды и прочей текстильной продукции в Казахстан из-за рубежа завозится вдвое меньше, чем бензина и дизельного топлива.
Китайский автопром на пороге прорыва в Казахстане
Для того
чтобы сделать рынок ГСМ независимым, Казахстану необходимо увеличить нефтепереработку до 17,5 млн тонн в год
Депутат мажилиса Ерлан Барлыбаев сообщил, что три крупнейших НПЗ республики (в Павлодаре, Атырау и Шымкенте), на затянувшуюся модернизацию которых несколько лет списывался дефицит собственного топлива, готовы перерабатывать 14,5 млн тонн. Но в стране есть еще 32 завода, суммарная мощность которых оценивается в 6,5 млн тонн. И эти мощности сейчас простаивают.
В апреле 2016 года законом «О регулировании оборота нефтепродуктов» был введен запрет заводам мощностью менее 800 тыс. тн/год продавать так называемые «продукты переработки», перечень которых был утвержден соответствующим приказом минэнергетики летом 2016 года. Это и привело к остановке заводов. На проблему обратили внимание депутаты партии «Ак Жол». Бакытжан Сагинтаев инициативу поддержал: список предполагается сократить.
Но этим заводам может просто не хватить сырья. Сакен Шакиров, замдиректора департамента недропользования минэнерго сообщил, что к 2020 году добыча на небольших и средних месторождениях, которые в основном и обеспечивают внутренний рынок, по ряду причин будет снижена на 3 млн тонн. Республиканское увеличение добычи будет осуществляется за счет экспортоориентированных проектов: Кашагана, Тенгиза и Карачаганака. Шакиров уже сообщил, что
это, возможно, приведет к падению производства ГСМ
Так что, видимо, неважно, сколько нефти добывает Казахстан, какими производственными мощностями обладают нефтеперерабатывающие заводы, как меняется потребность в топливе и какие законы действуют в республике. Казахстан покупает и будет покупать бензин и дизельное топливо в России.